Игрокам и тренеру футбольного клуба «Карелия» четыре месяца не платят зарплату. Футболисты дошли до критической точки. Девять из них, то есть практически полкоманды, от отчаяния перестали выходить на тренировки и написали открытое письмо, в котором прокричали о своей беде. Трое покинули город и разъехались по домам. Один и вовсе расторг контракт с командой и перешел в петербургское «Динамо». За месяц до начала весенней части сезона карельский клуб в очередной раз оказался на грани исчезновения.
Переход Кутузова через «Урарту»
О тщетных попытках рождения большого футбола в Карелии уже можно снимать кинокомедию. Это тем более обидно от того, что многие хорошие люди искренне и совершенно серьезно пытаются вдохнуть жизнь в это детище. Меняются губернаторы и спортивные министры, находятся новые и новые спонсоры, призываются новые тренеры, собираются новые игроки, а результат оказывается неизменно один: через год, максимум через два года после своего рождения очередной клуб рассыпается словно карточный домик.
2008 год
Деньги в карельский футбол обещает вложить питерский бизнесмен с фельдмаршальской фамилией Кутузов. Из самой Москвы его рекомендуют как надежного человека. Переговоры с ним ведутся на уровне премьер-министра республики Чернова. За финансирование футбольного клуба Кутузов, как говорят, просит участки под застройки в центре Петрозаводска, нефтебазу, заправки и каменный карьер. За это он обещал не только содержать команду, но и отремонтировать стадион «Спартак», заменить там освещение, сделать табло и установить пластиковые сиденья на трибунах. Итог: игрокам практически сразу перестали платить зарплату, клуб задолжал огромные деньги бару «Спартак», ресторану «Урарту» и гостинице «Белые ночи», футболисты отказались играть в таких условиях, команда распалась.
2010 год
Выпавшее из рук Кутузова знамя подхватил питерский бизнесмен Куриев. Тот, который в середине 90-х уже создавал в Карелии команду «Эрзи». Фрагмент из жизни той удивительной команды совсем недавно был описан в газете «Спорт-Экспресс». Там фигурировали пистолет, лесной бизнес, малиновый пиджак и капитан ФСБ, не без участия которого тот клуб вроде бы и прекратил свое существование. Но прошлые ошибки были забыты, и в своем втором пришествии Куриев создал в республике команду «Карелия Дискавери». В первый год существования эта команда выиграла кубок Северо-Запада, болельщики ждали ее прихода во вторую лигу чемпионата России, Куриев обещал, что бюджет клуба составит 40 миллионов рублей в год, он грозился отремонтировать стадион, поставить табло и заменить освещение. Но в итоге все закончилось тем, что футболистам не платили зарплату, они ютились по пять человек в одной квартире, им не на что было даже есть. Команда распалась.
2011 год
Правительство республики, возглавляемое ныне сидящим за решеткой губернатором Нелидовым, провело переговоры с крупной строительной компанией из Петербурга «Петротрест», и руководство этой компании решило создать в Карелии филиал своего основного клуба. Тренером был назначен двукратный чемпион СССР Сергей Дмитриев. Команда заявилась во вторую лигу. Одна беда, ей было запрещено играть на петрозаводском стадионе, так как наш стадион не был лицензирован. На нем нужно было менять освещение, устанавливать табло и менять сиденья на трибунах. Все это карельская сторона взяла на себя, а команда меж тем проводила домашние игры в Петербурге и никак не могла стать для петрозаводских болельщиков родной. Тем не менее «Петротрест» обещал содержать команду на 50 миллионов рублей в год и вносить свой вклад в развитие карельского футбола. Однако к середине второго сезона оказалось, что футболистам нечем платить зарплату… и дальше по списку.
И вот в который уже раз карельский футбол переживает ту же самую историю. Обещания, надежды, проекты и крах. Но, может быть, именно сейчас с нашим футболом происходит что-нибудь уникальное? Может быть, все-таки есть хоть какая-то надежда на то, что все закончится удачно? За разъяснениями мы обратились ко всем заинтересованным сторонам.
Кто тренируется, тот и ест
По словам футболистов, им действительно с ноября не платили денег. Каждый месяц обещали заплатить, но слова своего не сдерживали. Им приходится жить в долг, снимать за свой счет квартиры, те, кто учится на платной основе в вузах, не могут оплачивать учебу. В конце февраля несколько игроков объявили забастовку и перестали тренироваться. Тогда, утверждают футболисты, президент клуба Владимир Манылин снял их с питания, сказав историческую фразу: «Кто тренируется, тот и ест». А за двоих из них клуб обязан был заплатить отступные спортивным школам «Шинник» и «Зенит» порядка 100 тысяч рублей за каждого, но не заплатил. По словам игроков, Манылин вычел эти деньги из их первых зарплат.
– Мы говорили Манылину, что команда вся в долгах, что так дальше продолжаться не может, нам даже бутсы приходится покупать за свой счет, – говорили футболисты. – А он нам отвечал на это: «Это ваши проблемы. Моя проблема – сохранить клуб».
В итоге половина состава поставила жёсткий ультиматум: или им платят положенное, или они не едут на сборы, и команда, по сути, разваливается.
По словам президента клуба Владимира Манылина, он по-человечески понимает возмущение игроков, и у него нет ни к кому из них никаких претензий. В той ситуации, которая сложилась, любой из них мог покинуть команду, и клуб бы не выставил ему никакой неустойки. Все игроки, по словам Манылина, проживают на прекрасной спортивной базе за городом совершенно бесплатно. Но желающим не возбраняется снимать квартиру в городе. Конечно, за свой счет. Питанием футболисты также обеспечены. А что касается отступных школам «Шинник» и «Зенит», то клуб действительно должен заплатить им примерно по 100 тысяч рублей. Пока этого из-за финансовых трудностей сделать не удалось, но клуб обязательно заплатит. И, конечно же, из зарплат игроков он денег на отступные не вычитал.
Надежда умирает последней
Как рассказал «Карельской Губернiи» министр по делам молодежи, физической культуры и спорту Александр Воронов, ситуация с клубом действительно очень непростая, но он надеется, что все закончится благополучно. Александр Михайлович вспомнил, сколь нелегко далось создание нового клуба. Ведь после распада команды «Петротреста» было решено отступить – перестать приглашать «легионеров», не гоняться за профессиональной лигой, а заявиться в любительский чемпионат МРО «Северо-Запад» и отыграть его исключительно своими силами. И вот команда карельского тренера Виктора Дуденкова смогла выиграть и чемпионат, и кубок – в общем, все, что только возможно.
– После такого мы были обязаны найти возможность заявиться во вторую лигу, – объяснил Воронов. – Ведь у спортсменов должен быть стимул, они должны стремиться к завоеванию новых рубежей. Мы же потому и хотели сделать шаг назад – в любительский футбол, чтобы потом сделать два шага вперед. Нам нужно было время. И вот перед самым окончанием подачи заявок на участие в чемпионате усилиями главы республики нам удалось найти реального спонсора – компанию «Россети».
Воронов рассказал, как буквально за три дня до окончания подачи заявок они успели оформить и подать все бумаги. И как в итоге в Карелии появился профессиональный футбольный клуб, состоящий более чем на половину из местных воспитанников. Такого во все последние годы не было. А тут еще и тренером назначили Дениса Зубко – выпускника петрозаводской ДЮСШ, выросшего до игрока высшей лиги, призера чемпионата России, привлекавшегося в сборную страны.
Что до возникшего конфликта, то, по всей видимости, «Россети» перестали выполнять свои обязательства, но буквально в день отъезда команды на сборы Воронов получил гарантии «на самом верху» – его заверили, что в течение марта все долги по зарплатам футболистам будут погашены. Он донес эту благую весть до руководителей клуба, те передали его слова футболистам, и команда в полном составе, можно сказать, под честное слово Воронова улетела на сборы в Анапу. Настороженность вызывало лишь то, что министр спорта затруднился ответить, в чем именно заключались договорённости между карельским правительством и «Россетями», были ли они письменными, проговаривались ли в них штрафные санкции, или это были какие-то устные обещания. Он пояснил, что эти вопросы находятся вне его компетенции и решались на более высоком уровне. По поводу того, кто именно «на самом верху» дал ему гарантии, Александр Михайлович ответил, что это был заместитель главы РК по развитию инфраструктуры Игорь Ширшов.
В пресс-службе губернатора нам подтвердили, что глава в курсе этой ситуации, что «Россети», скорее всего, больше не будут спонсировать нашу команду, но глава считает существование профессионального футбольного клуба в республике необходимым, а потому он готов возглавить в будущем комиссию по развитию футбола в Карелии и общими усилиями искать новых спонсоров для команды. К слову, сейчас на сборы футболисты улетели за счет бюджета. Касательно задолженности по зарплате пресс-секретарь Александра Худилайнена (по всей видимости, от лица самого Худилайнена) выразила надежду, что ее все-таки погасят «Россети». На вопрос, на чем основаны эти надежды, насколько они весомы, а также в каком виде и на каких условиях был заключен договор с «Россетями», пресс-секретарь губернатора Карелии ответить не смогла и переадресовала нас к губернаторскому заму Ширшову.
Мы сразу же позвонили Ширшову, но у него было совещание, потом обед, потом он был у главы, а затем сразу покинул город, после чего заболел. Вот такое стечение обстоятельств. В «Россетях» же нам сообщили, что переговоры о спонсорстве с правительством Карелии действительно велись, но никаких долгосрочных и точных договоренностей между ними на сегодняшний день достигнуто не было.
Таким образом, на сегодня известно, что ФК «Карелия» вновь, в который уже раз повторяет тот гиблый путь, по которому с упорством завороженного ходит из года в год. Футболистам даны некие обещания, но никто, включая первое лицо республики, не может с уверенностью пообещать, что эти обещания будут выполнены. Спонсор потерян, принцип существовавших с ним договоренностей не раскрывается, новые источники финансирования не найдены. Но как и всегда все продолжают жить надеждой. Она же, как известно, умирает последней.