Законодательное Собрание Карелии почти без обсуждения приняло в окончательном чтении губернаторские поправки в республиканскую Конституцию, предусматривающие возвращение в структуру региональной исполнительной власти должности премьер-министра, который одновременно будет являться первым заместителем главы республики.
Из присутствовавших на заседании карельского парламента депутатов против утверждения этих поправок проголосовали только трое: два члена фракции КПРФ Лариса и Александр Степановы и член фракции «Справедливая Россия» Виктор Позерн, хотя еще на прошлой сессии, когда законопроект рассматривался в первом чтении, многие представители парламентской оппозиции разгромили изменения в пух и прах. Собственно, это может означать только одно: в Карелии больше не осталось независимого парламента, как после отставки избранного мэра Петрозаводска Галины Ширшиной почти не осталось независимого местного самоуправления, а отсутствие у «Единой России» большинства голосов в депутатском корпусе не означает того, что «партия власти» не может его контролировать.
Можно только догадываться о причинах такой смычки большинства справедливороссов и коммунистов с единороссами – всего за полгода до выборов в Законодательное Cобрание республики! – но, по большому счету, это уже не столь важно. А важно то, что, как говорится, в сухом остатке: Конституция Карелии в очередной раз подправлена под прихоть губернатора, который, по всей видимости, решил разделить ответственность за хозяйственное руководство регионом с премьер-министром. И в случае очередного выговора от президента за провал федеральной программы его назначенец сможет пожертвовать своим премьером, не опасаясь собственной отставки, ведь, судя по всему, заменить Худилайнена Кремлю просто некем.
О «повышении эффективности» деятельности республиканского правительства – а именно этим мотивировал губернатор необходимость внесения изменений в Конституцию – говорить не приходится. Если прежде глава республики фактически сам руководил деятельностью своего кабинета министров, то теперь у него появится премьер-министр, то есть государственное управление республики прирастет еще одной головой, которая при этом будет смотреть, что скажут ей наверху, и требовать бюджетного содержания. Такую схему еще можно было бы объяснить логически, если бы действующий глава Александр Худилайнен был избран на прямых выборах населением региона и мог бы считаться самостоятельной политической фигурой – своего рода «президентом» Карелии, который бы сформировал республиканское правительство, и им бы руководил премьер-министр. Но господин Худилайнен был назначен в Карелию из Кремля, и его можно рассматривать только как госуправленца, посаженного на хозяйственное руководство регионом. И вот теперь получается, что губернатор пытается уйти от ответственности за положение дел в вверенном ему президентом страны хозяйстве.
Примечательно, что как только парламент Карелии утвердил конституционные поправки, правительственные чиновники сообщили о том, что глава республики подписал указ о новой структуре исполнительной власти региона. Но если взглянуть на эту структуру, станет очевидным, что все громкие разговоры о переменах, которые ждут систему государственного управления в Карелии, остались пустым звуком. Если прежняя структура республиканской исполнительной власти с 12 министерствами, 7 комитетами, двумя управлениями и губернаторской администрацией выглядела громоздкой для региона с численностью населения менее 630 тысяч человек и огромным дефицитом бюджета, то новая отнюдь легче для карельской казны не стала: 11 министерств, 5 комитетов, 3 управления и губернаторская администрация. Ну упразднили в Карелии Министерство юстиции, но при этом появилось республиканское управление по обеспечению деятельности мировых судей. Ну исчез из структуры исполнительной власти мало кому известный комитет по развитию информационно-коммуникационных технологий, однако вызвавший немало споров о целесообразности его создания контрольный комитет по-прежнему будет «проедать» деньги налогоплательщиков.
Изменения структуры исполнительной власти почти не задели ключевые министерства и ведомства Карелии, если не считать того, что в названии Министерства экономического развития появился «довесок» в виде промышленности, а социальную защиту из Минздрава передали в Министерство труда и занятости. Пожалуй, только ликвидация комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления выглядит на этом фоне вполне закономерной: после того как республиканские власти лишили население городов и районов Карелии права самим выбирать своих глав и забрали у местного самоуправления самые значимые для него полномочия – в частности, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, необходимость выстраивать взаимодействие с муниципалитетами попросту отпала.
Как видим, ожидать каких-либо кардинальных изменений в республике с этим правительством и с этим парламентом не стоит. Перемены в Карелию могут прийти только с новой властью, но многие депутаты и высокопоставленные правительственные чиновники явно не собираются уступать свои мандаты и портфели.