Общество Почему закрыли «СтопХам»?

Губерния
№14 (1037) 06.04.2016

Суд ликвидировал организацию «СтопХам». Решение о ликвидации, как утверждает Минюст, было вынесено из-за многочисленных нарушений закона, выявленных при проверке.

Для тех, кто не знает: члены «СтопХам» находят неправильно припаркованные автомобили и просят водителей перепарковаться или уехать. Если водитель игнорирует просьбу, на лобовое или заднее стекло им клеят наклейку «Мне плевать на всех, я паркуюсь как хочу». Часто рейды организации заканчивались скандалами, драками и даже поножовщиной. Незадолго до решения суда «стопхамовцы» подошли к машине известного спортсмена Алексея Немова и попытались налепить на лобовое стекло свой фирменный стикер. Словесная перепалка переросла в потасовку, за которой наблюдал сидящий в машине ребенок. Есть предположения, что организацию прикрыли именно после этого скандала.

Самопровозглашенные блюстители ПДД могут продолжать рейды и без регистрации, но вот президентский грант в 2016-м они уже не получат.

Решение о ликвидации «межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам» Московский городской суд принял еще в октябре 2015 года. Формальным основанием стали «неоднократные грубые нарушения» статьи 29 Закона «Об общественных организациях». Решение обжаловано не было, и в марте 2016-го «СтопХам» перестал существовать как общественная организация.

«СтопХам» появился в 2010 году по инициативе прокремлевского движения «Наши». В 2013 году организация официально зарегистрировалась как юридическое лицо. Целью этого действия было получение грантов. В 2013-м организация получила 4 миллиона рублей, в 2014-м – 6 миллионов, 2015-м – 8 миллионов. Судя по отчетам, средства тратятся на «развитие региональных подразделений», в частности, закупку видеокамер и расходных материалов для них. Немалая часть денег идет на печать «антихамских» наклеек. Помимо этого организация оплачивает труд необходимых для функционирования сотрудников: от бухгалтера до видеомонтажера.

В 2013 году президент Владимир Путин сказал, что активисты движения «СтопХам» делают хорошее дело.

– Вы делаете очень важное и доброе дело – боретесь с хамством. Поведение на дорогах – это часть человека, и я очень рассчитываю на то, что вы сами, занимаясь своей работой, будете на высоте и не будете уподобляться тем людям, которые ведут себя безобразно по отношению к другим, – сказал Путин.

Глава «СтопХам» Дмитрий Чугунов заявил, что и без государственной регистрации организация продолжит свою деятельность. Однако многие эксперты уверены: первые несколько месяцев жизни организации без кремлевских грантов покажут, действительно ли ее участники борются за идею или она их все же больше интересует как источник финансирования и карьерный трамплин.

Что думают известные люди России и Карелии?

Алексей Гаврилов, депутат карельского парламента:

– У «СтопХама» есть прикормленные места, где, по их мнению, водители нарушают ПДД, а по мнению ГИБДД – нет. Когда на днях одного активиста задержали – он начал говорить о том, что он несовершеннолетний и ему нельзя ничего инкриминировать. Тогда вопрос: почему он решил, что может вершить самосуд на дорогах, но не готов при этом нести ответственность за свои дела? Когда я предложил им пойти на субботники или отстоять стадион «Машиностроитель», мне ответили: «Денег нам за это не платят». Это псевдогражданская позиция. То, что их ликвидировали как юрлицо, не даст возможности получения грантов. Вот и посмотрим, с таким подходом они готовы биться за идею порядка на дорогах или это инициатива, построенная только с целью заработка денег.

Алексей Майоров, руководитель департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы:

– Я считаю, что те лица, которые подадут на «СтопХам» соответствующую жалобу в судебные органы, имеют большую перспективу выиграть данное дело. Причем если жалоба будет подана не на факт того, что эти граждане неправильно запарковались, а по факту причинения им соответствующего физического или морального ущерба. Деятельность подобных организаций связана с такой гранью, которая может быть оценена как нарушение общественного порядка.

Андрей Червочкин, руководитель карельской ГИБДД:

– Работать совместно с сотрудниками ГИБДД ребята из «СтопХама» не желают. Им это неинтересно по двум причинам. Во-первых, они не смогут наносить на автомобили свои логотипы, потому что это является неправомерным действием. Если будет заявление гражданина (а такие факты у нас уже есть), это заявление будет рассмотрено и виновные по закону будут привлечены к ответственности.

Вторая причина: действуя совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, они не получают той информации, которая потом сбрасывается на ролики, а самое главное для них – это получить ролик, вывести человека из себя. Да, человек нарушил и должен понести наказание. Но это должно быть наказание, предусмотренное законом. Наклеивать что-то на стекла автомобилей – неправильно и незаконно. И мы все с этим согласны. Никому не будет приятно, если у него на лобовом стекле появится какой-то кружок.

Дмитрий Чугунов, член Общественной палаты России, руководитель «СтопХама»:

– В первую очередь это выгодно тем, кто не умеет вести себя ни в обществе, ни в жизни. Дорога – это проявление обычных человеческих эмоций и жизненных принципов. Если человек искренне считает, что ему все можно, а всем окружающим – нет, то он это проявляет как в жизни, так и на дороге. Поэтому если человек припарковался вторым рядом и для него это норма, он об этом заявляет, то он так же и в жизни будет хамить по поводу и без повода. Соответственно, именно этой категории людей, которые не хотят жить по-другому, выгодно закрытие «СтопХама». Им плевать на всех, они делают что хотят в угоду своим личным убеждениям. Поверьте мне, мы станем сильнее, а отдельным горе-чиновникам хочется сказать большое спасибо за то, что проекту «СтопХам» в свете его «закрытия» была предана такая огласка и это послужило хорошей рекламой.

Вячеслав Лысаков, первый замглавы конституционного комитета Госдумы:

– Некое общественное движение «СтопХам», которое якобы пытается навести порядок в дорожной безопасности, всегда существовало, выступало и действовало на грани фола, не являясь ни представителем надзорных, контрольных органов, ни инспекторами дорожно-патрульной службы.

Дмитрий Носов, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

– Нельзя устанавливать своими действиями незаконный самосуд. Самосуд – это один из главных подрывов основ государства. Поэтому я приветствую решение Мосгорсуда о закрытии организации «СтопХам» и исключении ее из Единого госреестра.