Общество Доктор Гугл

Губерния
№21 (1044) 25.05.2016

Закон, который легализует лечение через Интернет, до конца весенней сессии будет внесен в Госдуму. Предполагается, что услуги интернет-медицины будут оказываться не по выбору врача или желанию пациента, а только в случаях, разрешенных Минздравом. Возможно, по мере развития компьютерной и медицинской техники, а также методик лечения конкретных заболеваний, список постепенно станет расширяться.

В отдаленных российских деревнях в ближайшие два года врачи начнут работать по Skype. Если кто еще не знает, это такая программа, обеспечивающая голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. О нововведении журналистам во время своего визита в Карелию еще в прошлом году рассказала министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Речь идет в том числе и о жителях глухих карельских деревень и поселков.

Министр отметила, что в России 83 тысячи населенных пунктов, где проживают менее 100 человек, и ежегодно эта цифра только увеличивается. Невозможно в каждом из них создать фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), в том числе из-за нехватки кадров.

– В ближайшие два года до каждого ФАПа и до каждого населенного пункта будет доведено оптоволокно. И, таким образом, у нас будет возможность через Skype использовать определенные телемедицинские технологии, – сказала Скворцова.

По проекту, во всех регионах будет создана круглосуточная медицинская диспетчерская служба на базе центров медицины катастроф.

– Там врачи круглосуточно дежурят и находятся на связи с населенными пунктами при необходимости, включая все возможности скорой помощи, экстренно-консультативной бригады санавиации и так далее, – уточнила министр.

Что думают известные люди России и Карелии?

Эдуард Гаврилов, директор Фонда «Здоровье», член Общественной палаты России:

– Вспоминаются сеансы групповой терапии по телевидению или объявления «вылечу по фотографии». В своих региональных поездках мы часто слышим от жителей села, что фельдшерско-акушерские пункты закрываются. За любой, даже самой элементарной помощью старикам надо ехать в райцентр или областную больницу. Во многих регионах, например в деревнях Карелии, свет бывает нерегулярно, нет сотовой связи, а Минздрав говорит о видеоконсультациях. Удобно, и экономия налицо. Закрыли ФАП, а на дверях оставили записку с логином в Скайп.

Ключевая задача Минздрава – создание правового поля в сфере здравоохранения, а никаких правовых основ для удаленного консультирования сегодня не создано. В современных реалиях такие консультации можно приравнять к самолечению с помощью Интернета. На фоне курса на импортозамещение призыв к использованию американской системы как основного инструмента получения медицинской помощи выглядит очень странно. Кроме того, министерство, оптимизирующее численность врачей и количество коек в стационарах с целью экономии бюджетных средств, очевидно, не знает, что для того, чтобы провести оптоволокно в один только поселок, нужно не менее миллиона рублей. Уровень смертности сельских жителей в 2013 году был на 16% выше, чем среди городского населения. Кроме того, по последним данным Росстата, в 2014 году смертность на селе выросла: умерло на 10,2 тысячи человек больше, чем в 2013-м.

В результате непродуманной оптимизации здравоохранения снижается число госпитализаций в стационары из-за сокращения числа коек. В 2014 году было госпитализировано на 4,5% меньше сельских жителей. При этом в 61 регионе страны наблюдался рост внутрибольничной летальности, а в 49 регионах больные в стационарах умирали чаще даже при общем снижении числа госпитализированных.

Андрей Рогалевич, депутат Законодательного Собрания Карелии:

– Если необходима квалифицированная медицинская помощь, не уверен, что совет по Скайпу будет иметь результат. Для уточнения диагноза необходимо сдать анализы (кровь, мочу), сделать дополнительные обследования. ФАПы не имеют ни своих лабораторий, ни оборудования. Уже довольно долгое время в ФАПах отсутствуют физиокабинеты. Лично у меня иногда и состояние ФАПов вызывает обеспокоенность. Избы с печным отоплением. В одном из поселков района, мне рассказывали, фельдшер и люди не могли попасть в помещение, так как на крыльце обжился молодой медведь.

Ещё одно. Кадры. Не в каждом посёлке и деревне есть фельдшер. Может быть, министру подумать над тем, как привлечь специалистов на село? Мало того, не в каждом посёлке или деревне есть сотовая связь. Вывод: прежде чем оборудовать ФАПы скайп-связью, необходимо привести в порядок эти самые ФАПы. Решить вопрос с кадрами. Решить вопрос с современной автомобильной техникой. Обеспечить устойчивую сотовую связь. Обеспечить ФАПы современным диагностическим оборудованием. Ну и коли предлагают лечить, используя Скайп, потребуется современное лечебное оборудование.

Юрий Афонин, секретарь ЦК КПРФ:

– Уже 20 с лишним лет продолжается так называемая оптимизация российской медицины. Оптимизация заключается главным образом в ликвидации медицинских учреждений: с 1990 года число больниц в России сократилось более чем вдвое! Также закрыто более 5 тысяч амбулаторий. В результате теперь и в большом городе попасть на прием к врачу-специалисту или лечь в больницу – задачи для человека с крепким здоровьем, а уж в селе – часто и вовсе нерешаемая проблема. Порой единственный в округе ФАП находится в десятках километров, автобусов ходит мало (транспортную систему ведь тоже изрядно «оптимизировали»!). Родильные же отделения и в районных больницах позакрывали – приказ всем рожать в областном центре. Если успеют доехать, конечно. И вот найден выход: лечить по Интернету. Гениально! Аппендицит, например: доктор руководит, а современный интернетизированный сельский житель сам себе успешно удаляет. Как легендарный полярный врач Рогозов, который «себя шьет, понимаете? Большими-большими стежками». Или вот роженица – под чутким руководством далеких акушеров, сама или при помощи мужа с железными нервами, аккуратно разрешается от бремени. Да ладно такие сложные вещи, но вы попробуйте хотя бы горло больному осмотреть через Скайп! Веб-камеру в него засовывать, что ли?

Сергей Фургал, глава комитета по охране здоровья Госдумы:

– В законопроекте надо обратить внимание на три основных момента. Во-первых, должны исполняться законы о персональных данных и учитываться положения о врачебной тайне. Во-вторых, необходимо прописать, что телемедицина является медицинской услугой, чтобы был понятен механизм ее исполнения и оплаты. В-третьих, нужно предусмотреть ответственность специалиста, который будет заниматься данными технологиями.

Константин Симкин, владелец и управляющий сети медицинских центров «Клиника Семейная»:

– Это касается хронических и долго болеющих пациентов, которые могут поддерживать отношения с врачом в режиме еженедельной консультации по Интернету. Скорее всего, для врачей будет какая-то система регистрации. Сейчас организация, имеющая лицензию, до определенного числа в сентябре должна подать заявку о вступлении в программу ОМС. Только после принятия решения она может принимать пациентов по программе обязательного медицинского страхования.