Очень занимательным показался допрос свидетеля обвинения по делу «Петропита» – директора ООО «Петро Оценка» Сергея Картавенко. Оказывается, он оценивал проданное «Петропитом» здание за несколько лет до того, как Ольга Залецкая стала директором предприятия, и оценил он этот объект без учета обременения (а когда оно продавалось Залецкой, обременение уже было) в два раза дешевле, чем оценщик, нанятый следствием.
Напомним: по версии следствия, в период с 1 марта 2011 года по 27 мая 2014 года лидер карельских «яблочников» политик Василий Попов (его дело выделено в отдельное производство), Анастасия Кравчук, Александра Корнилова и Ольга Залецкая мошенническим путем приобрели по явно заниженной цене право на недвижимое имуществ – здание базового предприятия для школьных столовых общей площадью 3237 квадратных метров. При рыночной стоимости имущества в 61 миллион рублей обвиняемые купили его за 17 с лишним миллионов, тем самым якобы причинив материальный ущерб Петрозаводскому городскому округу в сумме не менее 42 миллионов рублей.
До того как (вынужденно, из-за миллионных долгов) Ольга Залецкая выставила указанный объект на продажу, ею были заказаны три оценки здания, последнюю из которых сделал РГЦ «Недвижимость», указавший, что рыночная стоимость объекта с учетом долгосрочной аренды составляет около 18 миллионов рублей (без учета аренды – 31 миллион рублей).
Сергей Картавенко Залецкую не знает. Он оценивал это здание в 2009 году. Тогда оценку заказывал конкурсный управляющий. И на момент той оценки предприятие «Петропит» еще активно вело свою деятельность.
– На первом и втором этаже цеха были. Предприятие работало. Оборудование было, – пояснил свидетель. – Мы оценивали его по доходности, по сравнительному анализу продаж.
Оценщик объяснил, что стоимость здания зависит от очень многих факторов, в том числе от социально-экономического состояния населенного пункта.
– В течение года стоимость объектов может меняться, – уточнил Картавенко.
На момент оценки здания его предприятием стоимость объекта была около 28 миллионов рублей. Напомним, что тогда предприятие еще работало. Когда на него пришла Ольга Залецкая, здание уже не функционировало, там не было оборудования, какие-то конструкции уже начали разрушаться. Очень многие свидетели обвинения подтвердили, что объект требовал огромных вложений, что красная цена ему – 5 миллионов рублей, и именно поэтому даже за 17 миллионов рублей единственным покупателем оказалась Анастасия Кравчук. Даже за эти деньги оно никому не было нужно, не то что за 31 или даже 28 миллионов рублей. И только с точки зрения оценщика, нанятого следователем, здание комбината школьного питания с годами становилось только лучше и востребованнее. Причем за несколько лет запустения оно улучшилось аж в два раза.
– А могла быть стоимость этого здания 60 миллионов рублей? – поинтересовался у свидетеля адвокат Ольги Залецкой. – Может быть, вы занизили стоимость?
– Может, для Москвы это и нормально, а для нас – многовато. Я делал оценку, исходя из реальной ситуации.
– А если оценщик не из Карелии, он может по-другому подходить? – поинтересовался адвокат.
Этот вопрос прозвучал не случайно. Оценщик, оказавший услугу следствию, – из Санкт-Петербурга.
– У них менталитет немного другой. У них реалии совершенно другие, – ответил свидетель. А потом еще и добавил: Мы – творческие люди. Мы можем подойти к оценке со своим видением.