О том, с какими проблемами нередко сталкиваются предприниматели в своей деятельности, и почему предприниматель обращается за защитой, нам рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей Карелии Елена Гнётова.
Не наказать, а помочь
– Государственная структура по защите прав предпринимателя создана относительно недавно. С какой целью?
– Сегодня предприниматели поставлены в очень сложные условия. Изменилась экономическая среда, упали доходы у населения, значительно выросла конкуренция. Во многом ужесточились условия ведения бизнеса. Частое изменение законодательства приводит к тому, что предприниматели не успевают не только усвоить новые правила, но даже отследить их изменения. Вот статистика за 2015 год: 480 новых законов принято Госдумой, 4500 ведомственных нормативных актов зарегистрировано Минюстом России, 1500 постановлений подписано Правительством РФ. И каждый из новых актов меняет ставшие уже привычными условия, предлагая новые и новые правила игры. А если ты их не будешь соблюдать, тебя, как правило, ждёт суровое наказание. Предприниматель – как рыба, на которую постоянно набрасывают сети.
Поэтому сегодня необходима любая помощь предпринимателю: информационная, правовая, консультационная. И особенно нужна помощь, когда права предпринимателей нарушаются органами власти.
– Какие проблемы наиболее часто встречаются в обращениях?
– В 2015 году к нам поступило больше 500 обращений. За первый квартал 2016-го уже 125. Наиболее частые жалобы: несогласие с проверками в отношении предпринимателей, проведенными контрольно-надзорными органами, а также несогласие с величиной арендных ставок за земельные участки, просрочка оплаты выполненных муниципальных или государственных контрактов, отзыв выданных субсидий, расторжение в одностороннем порядке договоров, отказ в предоставлении выкупа имущества.
– Удаётся помочь?
– Если есть нарушение прав, то да. Зачастую проблема носит системный характер и требует законодательного решения. В 2014 году, например, каждый второй предприниматель жаловался на большое число плановых проверок, на высокие административные штрафы. Региональные уполномоченные обратили на это внимание федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который убедил правительство в том, что необходимо менять карательные принципы.
С 1 января 2016 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, вышел на «надзорные каникулы». Но мы столкнулись с другой проблемой: увеличились внеплановые проверки, которые проводятся по жалобам потребителей. Иногда выяснялось, что либо такого потребителя не существует, либо он данную жалобу не писал. Зачастую нечестные методы анонимок используют в конкурентной борьбе сами предприниматели. О том, что проводятся проверки по анонимным жалобам, Борис Титов докладывал президенту России, и в настоящее время введен запрет на проведение внеплановых проверок по анонимным жалобам. То есть контрольно-надзорным органам необходимо проверять, существует ли такой потребитель, писал ли он жалобу и был ли нарушен закон в отношении него.
– Получается, что сейчас контрольно-надзорные органы, в первую очередь, преследуют цель – наказать предпринимателя?
– А вот чтобы этого не было, нужно убрать из показателей результативности работы таких органов графу «количество и сумма штрафов». И ввести показатель «профилактика». Но профилактика – это не просто вывешивание законов на сайте. Это изменение принципа работы с предпринимателем с «наказать» на «помочь». Уверена, что постепенно придёт понимание того, что благоприятный деловой климат – социальная необходимость. Ведь чем больше предприятий, тем больше налогов. А предприниматели не будут прятаться в тени, если законы и правила для бизнеса будут понятными, простыми и исполнимыми.
Уважать предпринимателей
– Есть ли проблемы, по которым количество обращений увеличивается?
– У нас небольшая республика, и любая удача или неудача становится быстро известной. Например, мы помогли восстановить справедливость одному фермеру – Ольге Анатольевне Свирид из Суоярвского района, и к нам стали обращаться руководители крестьянско-фермерских хозяйств.
До того, как Свирид обратилась ко мне, она несколько лет отстаивала свои права. Конфликт возник из-за земельного участка, а именно из-за дороги местного значения, которая находилась в санитарно-защитной зоне фермы. Глава местной администрации считала, что Свирид должна открыть этот проезд через своё хозяйство к другим участкам. А фермер объясняла, что проезд третьих лиц по территории фермы будет нарушать ветеринарное законодательство. Отсутствие ограждения фермы могло привести к штрафам предпринимателя и в итоге к закрытию хозяйства. Была создана комиссия под руководством Министерства экономического развития Карелии. В итоге было найдено решение в соответствии с законом. Права фермера были восстановлены.
– Сейчас много пишут о проблемах предпринимателей, которые занимаются автоперевозками…
– У меня есть жалобы предпринимателей, которые занимаются межмуниципальными пассажирскими автоперевозками. В апреле Арбитражный суд Карелии признал незаконность действий Комитета по транспорту РК при проведении конкурса на право осуществления межмуниципальных пассажирских перевозок в республике. Сейчас считаю необходимым снова вернуться к вопросу разработки условий нового конкурса с учётом интересов всех сторон. У нас очень небольшая республика, но, уверена, работа и место найдутся и малому, и крупному бизнесу.
– Вы ведете прием только в Петрозаводске?
– Я много езжу по районам, встречаюсь с предпринимателями. Когда провела анализ жалоб, выяснила, что из некоторых районов вообще нет обращений: то ли предприниматели не знают о существовании уполномоченного, то ли у них все хорошо, то ли, наоборот, все плохо. Например, в прошлом году совсем не было жалоб из Сортавальского, Беломорского, Калевальского, Лоухского районов. И я поставила для себя задачу – чаще выезжать в такие районы.
Еще одна задача – чтобы в каждом районе был общественный представитель уполномоченного, чтобы местные предприниматели могли быстрее и легче решать свои проблемы. Предприниматели сами выбрали и назначили таких представителей в Костомукше, Олонце, Пудоже. Сейчас идёт работа в других муниципалитетах.
– Можете привести пример сотрудничества с федеральными специалистами?
– Ко мне обратились 15 петрозаводских предпринимателей, которым в несколько раз увеличили арендную стоимость за земельные участки под автостоянки. Рыночная оценка была выполнена независимым оценщиком по контракту с администрацией Петрозаводска. Запрошенные предпринимателями отчёты об оценке по всем объектам были как близнецы. Я обратилась к федеральному эксперту по земельным вопросам и оценочной деятельности Марине Карповой, и были установлены многочисленные нарушения, допущенные оценщиком. Своими неквалифицированными действиями он нанёс ущерб и администрации города, и предпринимателям. По каждому из 15 отчетов мы писали жалобу, В итоге недобросовестный оценщик был лишён права оценки. После проведения перерасчёта сумма аренды предпринимателям была уменьшена в несколько раз.
– Что нужно сделать в республике для улучшения предпринимательской среды в первую очередь?
– В первую очередь необходимо уважать предпринимателей. Уважение – первый шаг к пониманию. Во-вторых, надо, по возможности, выравнять условия предпринимательской деятельности в нашей республике по сравнению с другими регионами. Чтобы наши товары и услуги были конкурентоспособными. А это: тарифы, арендные платежи, условия предоставления земельных участков, имущества. Нужно ввести в республике те льготы, возможности которых предоставляет федеральное законодательство.
– Насколько я знаю, ещё год назад были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ о налоговых каникулах…
– Для того чтобы они заработали, необходимо на уровне республики принять свой закон – Закон о налоговых каникулах. Это очень важный закон, который поможет людям, по тем или иным причинам, работающим сегодня незаконно, выйти из тени: зарегистрироваться и в течение двух лет получать освобождение от уплаты налогов. Правда, пока только в образовательной, научной и производственной сферах.
Из учителей – в омбудсмены
– Вы начали свой трудовой путь учителем русского языка и литературы, сейчас вы бизнес-омбудсмен. Что подвигло на такие перемены в жизни?
– Не всегда можно ответить на вопрос, что подвигло. Жизнь меняется, каждый жизненный этап ставит свои задачи. Филологическое образование дало навык общения, умение находить общий язык с большим количеством людей. Затем был 20-летний опыт работы в бизнесе. А это тренирует самоорганизацию и лидерские качества.
– Изменились ли взгляды на жизнь после того, как вы стали бизнес-омбудсменом?
– Я раньше могла условно делить людей на плохих и хороших. А сейчас понимаю, что люди попадают в разные жизненные ситуации. Необходимо найти баланс между интересами государства, общества и бизнесом. Ни я, ни кто-то иной не может устранить препятствие, возникшее не сегодня и не вчера, взмахнув шашкой или крикнув лозунг.
– Ваша работа связана с людьми, их проблемами. Тяжело в моральном плане?
– Предприниматели, прежде чем прийти ко мне, проходят много кругов, не получив помощи в других местах. Тяжело, когда не можешь помочь. Человек приходит с надеждой, а ты понимаешь, что помочь нельзя, например, он проиграл все суды. Возникает вопрос: почему вы не пришли раньше, когда возможно было что-то сделать в досудебном порядке? Причем предприниматель часто проигрывает, потому что переоценивает собственные силы, не имея юридического образования, не может правильно выстроить свою правовую позицию.
Именно поэтому вносятся изменения в закон, чтобы уполномоченный мог выступать в суде на стороне предпринимателя, а не в качестве третьего лица – как сейчас. В настоящий момент на усмотрении судьи – принять ли к сведению мнение уполномоченного. Поэтому мы также помогаем предпринимателю готовить его правовую позицию.
– Как семья относится к вашей работе?
– С пониманием. В моей семье знают, что я человек неуспокаивающийся и энергичный, поэтому поддерживают. Мои родные понимают меня: как раньше, когда я работала в школе и носила тетрадки домой, так и теперь, когда я приношу домой документы и вечерами работаю. В свое время вслед за филологическим образованием я получила экономическое. Но сейчас мне понятно, что этих знаний не хватает, и я заочно получаю третье высшее образование – юридическое. Поэтому сейчас я еще и учусь.
– Хватает сил жить в таком ритме?
– Я уже много лет занимаюсь йогой, стараюсь уделять этому время 2-3 раза в неделю. До медитации пока не дошла, просто делаю упражнения для физического и душевного равновесия. Я много читаю, люблю хорошую литературу. Это то, что осталось от филолога.
– Есть ли какой-либо ценный совет, который вам когда-то дали и которому вы стараетесь следовать в своей жизни, работе?
– Я многое в жизни очень эмоционально воспринимала, и это сильно изматывало и духовно, и физически. И один мой хороший знакомый дал совет: представь себе окно, за которым идет дождь. Капли стекают по ту сторону стекла, ты можешь их рассматривать, видеть в них преломление света, изучать их, но они на тебя не попадают. Только так можно быть более объективным, потому что если капли попадают на тебя, это воздействует на твои ощущения и эмоции. Когда ты научишься смотреть на проблемы «из-за стекла», тогда ты сможешь быть независимым, объективным и помогать другим.