Многие свидетели по делу «Петропита», давая показания в суде, ссылаются на то, что источником их информации являются средства массовой информации. Очень удивительно иногда слушать подобного рода допросы. Какая разница, когда и где человек что-либо прочитал? Казалось бы, для суда должно иметь значение только то, что свидетель знает достоверно, что сам видел или слышал. Но нет… Государственные обвинители настойчиво расспрашивают даже тех, кто просто что-то где-то вычитал о фигурантах этого уголовного дела. Впрочем, на этом «креатив» стороны обвинения не заканчивается: в надежде найти доказательства виновности подсудимых, прокуроры начали допрашивать журналистов.
В частности, в суде был допрошен главный редактор газеты «ТВР-Панорама» и председатель Союза журналистов Карелии Евгений Белянчиков. У журналиста интересовались его знакомством с политиком Василием Поповым. Спрашивали все: Когда брал интервью? Почему? Где именно это происходило? И почему именно в этом месте?
Народная молва
Свидетелю дали прослушать аудиозапись его разговора с политиком (как пояснили в суде, данная запись была добыта в рамках оперативно-разыскных мероприятий). Во время этого разговора мужчины договаривались о встрече.
– Мне интересно было пообщаться с ним как с политиком, бизнесменом, деятелем. Мне интересны люди, которые имеют влияние в Карелии, – пояснил причину той встречи Евгений Белянчиков.
– Так о чем разговор-то состоялся? – требовала конкретики государственный обвинитель.
– Разговор о жизни состоялся, – ответил свидетель. Но прокурору нужны были детали:
– О бизнесе? О политике?
– О журналистике, в первую очередь. Я сейчас дословно не смогу сказать.
– А что именно? Какой именно он политической деятельностью занимался? Состоял ли Попов в партии какой?
– Лидер «Яблока», – недоуменно давал очевидные ответы Евгений.
– А в области бизнеса что о нем известно?
– Олонецкий молочный комбинат.
Но комбинат в рамках этого уголовного дела прокуроров не интересует (хотя странно: кажется, они стараются затронуть все стороны жизни политика), поэтому они уточнили:
– А его отношение к сети «Ленторг» и Ленобщепиту?
– Я не могу про это сказать. Народная молва…
Во время своего допроса Евгений несколько раз указал на то, что факты из жизни и бизнеса политика ему известны благодаря народной молве (например, такой факт, что Василию Попову принадлежит газета «Карельская Губернiя»). Удивительно, но тут же выяснилось, что и этот источник информации вполне годится для стороны обвинения.
– Вы говорите, что по народной молве Попов имел отношение к газете «Губернiя». А какое именно? Учредитель? Собственник? Редактор? – как ни в чем не бывало продолжила задавать вопросы прокурор.
– Мне сложно сказать какое. Представитель. Я такие вопросы не задавал.
«А о чем вопросы тогда?»
Напомним, что на скамье подсудимых не Василий Попов (его дело выделено в отдельное производство), а его супруга – депутат Законодательного Собрания Карелии Анастасия Кравчук, депутат Петросовета Ольга Залецкая и бывший директор торговой сети «Ленторг» Александра Корнилова. По версии следствия, они обманным путём завладели зданием комбината школьного питания, которое принадлежало муниципальному предприятию «Петропит».
Когда сторона обвинения закончила допрос свидетеля, защитник одной из подсудимых поинтересовался у Евгения Белянчикова, знает ли он хоть что-то о продаже здания «Петропита»? Все-таки предмет судебного разбирательства составляет именно эта сделка, а не жизнь лидера карельских «яблочников».
– Конечно, – признался Евгений. – Мы писали на эту тему. Это известное дело, резонансное, которые мы, как любое профессиональное СМИ, стараемся освещать максимально.
– А источник вашей информации? – уточнил адвокат.
– Судебные заседания, в первую очередь.
Финита ля комедия! В суде начали допрашивать тех, кто из суда же о деле и узнает.
– Вы были очевидцем тех событий? – поинтересовался у Евгения адвокат.
– Нет, конечно.
– А о чем вопросы тогда? – обратился защитник к суду и стороне обвинения.
Ответа не последовало.
До Евгения Белянчикова в суде пытались допросить его коллегу Сергея Мятухина, но этот допрос, несмотря на настойчивость стороны обвинения, не состоялся: Сергей и на судебных заседаниях по делу «Петропита» присутствовал, и статьи о деле публиковал. Его допрос в суде был бы уже перебором. Впрочем, у государственных обвинителей большое поле для деятельности: в Карелии редкий журналист за свою трудовую деятельность ни разу не разговаривал с политиком Поповым, – только успевай вызывать да допрашивать.