Педагог откровенно рассказала «Карельской Губернiи», как абсурдные законы портят жизнь детям и родителям. Почитайте, это и познавательно, и заставляет задуматься. В том числе о роли родителей в отстаивании прав детей.
По профессии я учитель и сейчас работаю в летнем школьном лагере дневного пребывания, в котором дети могут находиться с 9 до 17 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья. У меня немаленький стаж, и я могу сравнивать, насколько лучше или хуже было детям в лагере на протяжении многих лет.
В этом году стоимость путевки снизилась – 2073 рубля за пятнадцать дней. Однако у меня есть мнение, что мэрия в стремлении быть «хорошей» перед населением, изрядно лукавит. На все про все выходит 138 рублей 20 копеек в день, из этих денег 95 рублей забирается на питание, 13 рублей – на медика, который принимает детей и в случае необходимости оказывает им помощь. А еще надо купить туалетную бумагу, полотенца, мыло, альбомы и краски, какие-то призы за викторины, организовать культурный досуг, чтобы дети полноценно и комфортно проводили время в лагере.
В итоге на развлечения остается 20 рублей в день на ребенка – кто может вообразить себе такое чудо? В результате мы вынуждены собирать деньги на культурные мероприятия с родителей. Какие-то учебные заведения этого не делают, но там дети так и сидят целыми днями в школе, которая им без того до смерти надоела за учебный год, и в лучшем случае смотрят фильмы по проектору.
Бесплатно можно сходить на экскурсию в Пожарную часть, но туда не будешь ходить каждый день. За 30 рублей – побывать в Водлозерском парке, но до него тоже не доедешь бесплатно. Еще есть шанс сходить в Дом творчества и походить там по коридорам, но это не та насыщенная программа, которая нужна детям. Родительский комитет говорит, мол, пусть школа даст деньги, но их у нее просто нет! Что говорить, если за весь год педагогам не выплатили ни одной премии.
С родителей мы тоже много собрать не можем – они не такие богатые и щедрые. Что хочется отметить: к ним в карман залезли еще три года назад, занижая цену путевки, чтобы при этом потом взять из нее деньги, но все промолчали. И сейчас по факту родители должны платить за пребывание ребенка в школьном лагере не 2073 рубля, а четыре тысячи! Создается впечатление, что родителям куда проще высказывать мелочные претензии в сторону школы, чем бороться за свои права на другом уровне, создать общественное мнение, – они активны не тогда и не там, где надо.
Раньше в школьном лагере детей кормили куда лучше, чем сейчас. В питание входит завтрак, обед, полдник. На завтрак, как правило, дают пудинг, или запеканку, или омлет с колбасой и бутерброд. Прежде давали целый фрукт, а сейчас или треть банана, или четверть яблока. В былые годы школьники получали и черешню, и виноград, а теперь – вот такую подачку! Учитывая, что дети в Карелии вообще не видят нормальных фруктов! Выпечки тоже нет, хотя можно было бы и побаловать ею детей. Кстати, сейчас ребятишки лучше едят очень простую пищу: сосиски, макароны с сыром. Мясо, котлеты – это идет в мусорный бачок, хотя нельзя сказать, что они невкусные, плохо приготовленные. Думаю, из этого можно сделать вывод, что они кушают то, к чему привыкли дома.
Мы возим детей на мероприятия на общественном транспорте, потому что если всякий раз заказывать специальный автобус, то надо собирать по 100 рублей с ребенка. И погода не совсем та, чтобы мы вели школьников пешком. Мы имеем полное право садиться в маршрутки, даже если нас пятьдесят человек. Я всегда стараюсь усадить детей, чтобы они не толкались, не упали. Мы, педагоги, отвечаем за их жизнь и здоровье, и травмы нам не нужны. Дети – ученики младших классов – занимают место на двух сидениях по три-четыре человека.
Но недавно произошел такой случай. На одной из остановок в маршрутку вошли две бодрые пенсионерки, на которых еще пахать можно. Немедленно согнав детей с сидений, они принялись громко возмущаться тем, что тут такая толпа, шумно, душно. Но если они видели, что в автобусе полным-полно пассажиров, то могли и подождать следующего: 26-й ходит довольно часто. Я попросила женщин вести себя прилично и услышала: «Пошла ты в задницу!» Дети чуть не онемели, вдобавок им было сказано: «У вас плохой воспитатель». Далее пенсионерки принялись возмущаться, что при Советском Союзе все было по-другому, но именно в годы развала СССР им как раз и было лет по сорок, и они наверняка участвовали в ликвидации «совка», по которому сейчас горюют. Мне было бы интересно узнать, есть ли у них внуки и учат ли бабушки их таким вот словам?
С организацией летнего лагеря есть и другие сложности. Мы комплектуем аптечки, и, по правилам Роспотребнадзора, для каждого лекарства должна быть стеллажная карта, содержащая информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). С выдачей этих карт в аптеках есть проблемы, вдобавок ни в одной аптеке не купить все, что нужно! Дефицитом оказался банальный детский парацетамол, который пришлось заказывать.
Порой складывается впечатление, что Роспотребнадзор, требования которого мы должны неукоснительно выполнять, – самый главный придумщик в нашем городе. Но если в эту организацию обратишься за помощью, то, как правило, она ни за что не отвечает и всегда рада перенаправить посетителей в другое место. Пустые коридоры, кабинеты, в которых сотрудникам явно нечего делать. Недавно увидела, что им стало мало двух этажей, – пристраивают еще два.
Все ли знают, что с нового учебного года больше не будет групп продленного дня, на протяжении долгих лет решавших проблему безопасности и досуга детей после того, как у них закончатся уроки, а родители еще не вернулись с работы? Об этом мы были вынуждены сообщить на родительских собраниях мамам и папам будущих первоклассников. Причина ликвидации «продленок» – в изменении норм СанПиНа, согласно которым дети теперь днем должны… спать!
А почему младшие школьники раньше не спали и было можно, да и многие ли дети спят, придя домой из школы? Все-таки школа – не детский сад. Или дети стали рождаться другими? И отчего родители должны волноваться за ученика младших классов, который после школы отправился домой (и домой ли?) один! Не у всех есть бабушки и дедушки, да и те при нынешней экономической ситуации чаще всего тоже вынуждены работать.
Остается вариант с кружками, но нельзя же вынуждать ребенка посещать кружки только потому, что его некуда девать после школы! И даже если до 15 часов он будет в кружке, то рабочий день у родителей все равно заканчивается позже, тогда как в группе продленного дня дети могли находиться до 17.30. Вероятно, чиновникам от образования наплевать, куда денутся дети и что с ними будет.
С санитарными нормами вообще творится что-то странное. Нормы СанПиНа – это как проститутки: если так удобно, то будет так, а если нет – то по-другому. Раньше младшим школьникам нельзя было учиться выше третьего этажа, а теперь почему-то можно. Прежде ученики первых-вторых классов должны были раздеваться в классе, для чего имелись специальные шкафчики. Теперь шкафчики уже не нужны! Мне кажется, какие-то идеи приходят нашим чиновникам в неком бредовом сне или они решают проблемы своих собственных детей, так сказать, на государственном уровне, из-за чего или выигрывают или проигрывают семьи по всей стране.
При этом санитарные нормы нарушают сами проверяющие, которые приходят в учебные заведения. Так, на глазах у изумленной публики в нашей школе у учеников начальных классов эти товарищи провели две контрольные в день, причем одну – на пятом уроке! Для детей без того стресс, когда уроки ведут незнакомые люди, так зачем еще и давать непосильную нагрузку? Мало было ребятам отборочных контрольных для распределения по классам, всероссийских работ? В итоге мы даже не стали проводить годовые контрольные.
Далекие от жизни народа чиновники выдумывают все новые и новые бессмысленные требования и строчат приказы, родители жалуются, что все дорожает и ухудшается, а учителя мужественно держат удар. Но основными пострадавшими становятся дети – те, чьи интересы в первую очередь и должно защищать и отстаивать наше государство.