Тем временем, более 41% россиян признаются, что им не хватает денег на покупку еды или одежды, следует из мониторинга ВШЭ. Показатель «субъективной бедности» вырос до 19%, и это выше, чем официальный уровень бедности по Росстату.
Все больше россиян считают себя бедными, следует из свежих данных Высшей школы экономики. Доля населения, у которого денег не хватает на покупку одежды или даже продуктов питания, в июне увеличилась до 41,4% (в мае было 40%), а доля тех, кто оценивает свое материальное положение как плохое или очень плохое, выросла до 23,2% (с 21,1% в предыдущем месяце), говорится в новом выпуске социально-экономического мониторинга ВШЭ.
В июне значительно выросла доля пенсионеров, оценивающих свое материальное положение как плохое, до 31% (по сравнению с 20-22% весной). Кроме того, негативно оценивают свое материальное положение каждая пятая бездетная семья и более трети (38%) одиночек. Высокие риски бедности сохраняются также среди семей с двумя и более детьми: 23% из них назвали свое материальное положение плохим или очень плохим.
А глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что в России близок к исчерпанию резерв экономии за счет населения и растет количество бедных. По ее мнению, власти не придают существенного значения нагрузке на граждан.
– Да, к сожалению, у нас растет количество граждан, которые находятся за чертой бедности, – сказала Голикова в ответ на соответствующий вопрос.
По ее словам, пока Счетная палата наблюдает отрицательную динамику, в том числе и за первое полугодие 2016 года.
– Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5%, реальная начисленная среднемесячная зарплата снизилась на 8,8%, – рассказала Голикова.
По ее мнению, прогноз социально-экономического развития России должен содержать варианты мер поддержки и экономики, и населения, а также оценку их последствий, однако сейчас существенного значения нагрузке на граждан не придается.
В апреле 2016 года россияне пережили сильнейшее с мая 2015 года падение реальных доходов, свидетельствовали данные Росстата. Кроме того, весной увеличился и уровень безработицы: в марте она выросла до 6%, при том что до этого несколько месяцев держалась на уровне 5,8%.
А заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко предупредила, что без экономических реформ к концу 2017 года у государства не останется денег на выплату зарплат в бюджетной сфере.
«Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы», – заявила Нестеренко.
Что думают известные люди России и Карелии?
Татьяна Голикова, глава Счетной палаты России:
– Что касается нагрузки на гражданина. Такие оценки какое-то количество лет назад делались именно на стадии формирования бюджета. Сейчас этому не придается существенного значения, хотя механизмы государственной поддержки в отношении отдельных граждан как раз и должны выстраиваться на базе таких оценок. Общение властей с гражданами говорит об огромном количестве недоработок на местах. Люди не понимают, как расходуются деньги, но видят, что происходит. Надо принимать решения. И не всегда на самом верху. Надо уметь отказаться от привычного, но, к сожалению, с этим у нас сложно.
Иван Стариков, бывший замминистра экономики РФ:
– Мы стремительно приближаемся к роковой отметке в 50% доходов, которые средняя российская семья по итогам года будет тратить на продукты питания. Это приведет к такому печальному обстоятельству, что после уплаты коммунальных услуг и каких-то самых необходимых трат средств на покупку потребительских товаров фактически не останется. Это означает, что возобновить экономический рост за счет развития внутреннего рынка будет чрезвычайно сложно. Чтобы остановить рост цен на продовольствие, необходимо провести демонополизацию и приватизацию финансовых институтов, создать сеть микрокредитных организаций и частных лизинговых компаний. В сфере розничной торговли требуется создание сетей оптово-распределительных центров с набором универсальных услуг для всех представителей продовольственного ретейла, от самых маленьких до самых крупных. Местные органы власти, особенно в городах, должны поддерживать аренду и создание торговых площадей под небольшие частные магазины. Должен развиваться семейный бизнес, который ведет к возникновению особых форм социальной солидарности, когда вы в лицо знаете своего молочника или булочника. И, наконец, нужна государственная поддержка малоимущих, продуктовые карточки. В некоторых регионах люди уже сегодня тратят на продукты питания более 60% от доходов семейного бюджета, при том, что 35% по методике ОЭСР – это уже показатель бедности. Получается, в 2016 году практически вся страна будет бедной. Как говорил Конфуций: «Если у вас есть хлеб – у вас много проблем, нет хлеба – у вас всего одна проблема». К сожалению, сегодня эта проблема встает в полный рост. Старая истина о том, что Россия – богатая страна, населенная бедными людьми, оказывается подтвержденной на уровне государственной статистики.
Алексей Зубец, д.э.н., руководитель Департамента социологии Финансового университета:
– Исследования последних лет показали: за 11 лет число бедных в России сократилось более чем в три раза: в 2014 г. доля населения, считающего свой уровень жизни неприемлемо низким, составила 10% против 37% в 2003 году.
Тема бедности важна не только сама по себе, но и с точки зрения социальной справедливости. Она интересна для понимания риска социальных волнений при понижении уровня жизни в стране. Например, локальный всплеск доли тех, кому с трудом хватает на питание, пришелся на конец 2011 года – тогда она достигала 16-18%. Как раз на это время пришлось «болотное» протестное движение, которое сошло на нет к середине 2012 года, по мере повышения самооценки своих доходов населением. Поэтому нынешняя доля бедного населения в 10% от его общей численности свидетельствует о достаточно высоком запасе прочности социальной структуры.
Владислав Жуковский, экономист:
– Главная черта кризиса – тотальный погром среднего класса. Население пущено под нож. Сначала с овец стригли шерсть, потом стали снимать кожу, потом стали отрезать куски мяса, скоро доберутся до жил, а потом кости пустят на костную муку. Принципиально важно то, что кризис будет носить затяжной характер, ждем падения уровня жизни подавляющего большинства страны. 80 процентов россиян через 1,5-2 года окажутся в состоянии хронической бедноты. В 2013 году, по оценкам Института социологии РАН, бедных в России было 65 процентов, к 2014-му их было 70 процентов, в 2015 году, по моим оценкам, таких около 75 процентов. В ближайшие 2-3 года дойдем до бедности в районе 82-85 процентов.
Андрей Белоусов, помощник президента России, бывший министр экономического развития:
– В России с начала кризиса появилось почти пять миллионов новых бедных людей. Рост бедности – это серьезная проблема для российской экономики, многие отрасли, в том числе автопром, строительство и легкая промышленность, по-прежнему находятся в зоне риска, а действующая модель экономики себя исчерпала – добиться с ее помощью экономического роста выше 2% практически невозможно. Даже при сохранении цены на нефть в районе $50 за баррель Россия будет продолжать проедать ресурсы.
Андрей Рогалевич, депутат карельского парламента:
– Странная ситуация складывается. Население страны, самой богатой в плане ресурсов, включая человеческий потенциал, готовят к тому, что: «как ни крути, но вы будете влачить нищенское существование». Причём это состояние преподносится в сознание людей как якобы безальтернативная норма. Ну как безальтернативная? Альтернатива есть. Нужны экономические реформы. Боюсь, что с реформами быстро-то не получится. А фразу «Денег нет, но вы держитесь», люди уж точно не поймут. Тем более когда на фоне общей нехватки денежных средств в стране жены высокопоставленных чиновников нанимают самолёты для перевозки домашних собачек. Парадокс. И ведь пользуются этим парадоксом власти. Нагнут народ, мол, решайте свои проблемы сами, у вас кризис. А народ? А что народ? Народ и не думает. Когда ему думать о внутренней политике в этой позе, в которую его чиновник и поставил, семью бы прокормить... А чтобы народ железобетонно не смог думать, страшилки придумывают. Раньше-то божеским попущением прикрывались, а сейчас кризисом и экономическими проблемами. Да ещё врагом заграничным.