Минуло три недели с тех пор, как городской суд Петрозаводска амнистировал депутата карельского парламента и генерального директора Корпорации развития Карелии Анну Позднякову.
Ей было инкриминировано мошенничество с бюджетными средствами. Увы, похоже, республиканское руководство не собирается делать какие-либо кадровые выводы в отношении должностного лица с подмоченной репутацией. Собственно, решение суда, прекратившего по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне уголовное преследование госпожи Поздняковой, не обязывает отправлять в отставку гендиректора республиканской корпорации, созданной на бюджетные деньги для привлечения и сопровождения инвесторов. Однако совершенное депутатом мошенничество (в котором, кстати, она сама призналась) не перестает от этого быть преступлением и бросает тень на государственную компанию.
Уместно напомнить, как в феврале 2013 года карельский губернатор Александр Худилайнен не стал лишать должности тогдашнего министра экономического развития Валентина Чмиля, оскандалившегося на всю страну. На совещании по ситуации на Кондопожском ЦБК он назвал Карелию никому не интересной «республикой-промежутком». А фразу экс-министра о том, что он готов заниматься даже проституцией, чтобы наполнить республиканский бюджет, цитировали ведущие СМИ. Но несмотря на свои громкие обещания призвать к ответу чиновников, «ставящих под сомнение будущее Карелии», Худилайнен болтливого министра в отставку не отправил, пояснив журналистам, что это – «очень высокий профессионал с очень высоким КПД». В итоге то ли «профессионал» оказался не «очень высоким», то ли КПД у него упал, но с инвестиционным обвалом Карелия не может справиться уже третий год, и, как мне представляется, среди причин этого есть и субъективный фактор. О каком доверии инвесторов к республике можно было говорить, если за ее экономическое развитие отвечал чиновник, называвший вверенный ему регион «промежутком», и признавшийся, пусть и не всерьез, в своем желании заняться проституцией?
В случае с госпожой Поздняковой, уличенной в мошенничестве с денежной компенсацией за аренду жилья, ситуация может повториться. Представьте, что какой-нибудь серьезный инвестор действительно заинтересовался Карелией и вышел на Корпорацию развития республики. И тут выясняется, что руководит корпорацией директор, мухлевавший с бюджетными средствами и лишь по амнистии избежавший уголовного наказания. Станет ли серьезный и уважающий себя инвестор вести переговоры с хозяйственным руководителем с подмоченной репутацией?
Кстати сказать, в отличие от экс-министра Чмиля госпожа Позднякова прошение об отставке не подавала. По крайней мере, журналистам об этом неизвестно. Как не подавала в отставку и уполномоченный по правам ребенка в Карелии Оксана Старшова, за отстранение которой от должности карельские общественники собрали свыше 700 подписей. По мнению общественников, детский омбудсмен могла предотвратить трагедию, произошедшую нынешним летом на озере Сямозеро, где во время водного похода погибли 14 подростков, отдыхавшие в местном оздоровительном лагере, но не предприняла необходимых мер по прекращению его деятельности.
«О беспорядках в этом лагере уполномоченной было известно еще в 2015 году, но она не воспользовалась своими обширными полномочиями, повела себя непрофессионально, лагерь продолжил работу.
Итог – гибель 14 детей, а остальные участники злополучного похода получили сильнейшие психологические травмы. Мы расцениваем такое отношение к своим обязанностям омбудсмена (в чьи должностные обязанности входит защита прав и законных интересов детей в Республике Карелия) как бесчеловечное и безответственное. Такие качества несовместимы с должностью уполномоченного по правам ребенка», – говорится в петиции, адресованной карельскому губернатору, который назначал Старшову на должность детского омбудсмена.
Как мне кажется, сам факт трагедии на Сямозере должен был послужить поводом для добровольной отставки карельского детского омбудсмена. Но госпожа Старшова расставаться с должностью не захотела, а губернатор Худилайнен посчитал, что оснований для ее отставки нет.
«Я получил обращение, в котором дается критическая оценка деятельности уполномоченного по правам детей в Карелии. А также обращение группы общественных деятелей в поддержку вашей деятельности. Считаю, что нет оснований досрочного прекращения полномочий детского омбудсмена в Карелии. Прошу вас, Оксана Николаевна, продолжать активную работу в интересах детей, не взирая ни на какие нападки», – заявил губернатор, который в начале года сам едва избежал отставки за провал программы расселения аварийного жилья.