В последнее время все чаще российские СМИ пишут о работе коллекторов, которые угрозами, а порой и откровенно незаконно пытаются выбить из людей долги по кредитам и займам. Наверное, все помнят январскую историю, которая произошла в Ульяновске. Тогда коллектор, пытаясь получить долг, едва не сжег заживо ребенка. Или случай в Твери, когда коллекторы случайно убили местного жителя, желая его припугнуть. Некоторые даже отказываются верить, что такое происходит на самом деле. Но, оказывается, подобные страшные истории разворачиваются и в Карелии.
У представителя юридической компании «Гарант Восток» Максима Бурмасова в работе сейчас находится 120 дел клиентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В отношении многих из них коллекторы действовали незаконно, и все это происходит у нас, в Карелии. Суммы, которые они задолжали в кредитных организациях, как правило, небольшие – у кого-то 10 тысяч рублей, у кого-то – 25. Но за эти деньги людям приходится расплачиваться своими нервами и здоровьем.
– У каждого человека своя история, – рассказывает Максим Бурмасов. – Да, они взяли деньги в долг, да, в какой-то момент не смогли заплатить и просрочили платеж. Но платить люди не отказываются. Они просят дать отсрочку, даже готовы выплачивать проценты, но те, что положены в рамках закона, а не бешеные накрутки в 700 процентов годовых. Они готовы ответить перед судом. Но этого шанса им не дают. Людей загоняют в тупик. Отправляют им сообщения с угрозами, оказывают психологическое давление. Иногда переходят к физическим действиям. И правоохранительные органы не спешат помогать пострадавшим.
Сами виноваты?
Пенсионерка Татьяна Николаевна Семенова в начале года обратилась в компанию «Деньга». Яркие листовки с заманчивыми предложениями этой организации раздают по всему городу, и когда семье женщины срочно понадобились деньги, она взяла паспорт и отправилась за кредитом. Женщина взяла в долг 8 тысяч рублей и должна была выплачивать в месяц по 2800 рублей. Но однажды она просрочила платеж. За 4 месяца сумма долга выросла до 48 тысяч рублей. Женщина пришла в компанию и попросила дать ей отсрочку, но вместо этого сотрудники микрофинансовой организации стали ей присылать чудовищные СМС.
«За долг в деньге Семенова Татьяна отобьем тебе битой башку!», «Доброе утро, мразь! За долг в деньге скоро разорвем…» (орфография сохранена. – Прим. ред.) – и это лишь малая часть сообщений, которые получила пенсионерка. Напуганная женщина немедленно обратилась в полицию. Участковый даже не стал принимать ее заявление и сказал, что она сама виновата. Взяла долг – плати. А то, что ей там пишут какие-то СМС, его не волнует. После очередного СМС с угрозами Татьяна Николаевна снова обратилась в полицию. Заявление приняли, но не дали на него ответа.
Женщина вместе с юристом написала заявление в прокуратуру. Она подробно расписала, когда и от кого получила СМС с угрозами и пояснила, что опасается за свою жизнь и здоровье. Но в ответ прокуратура лишь указала, что этими делами занимается МВД, и перенаправила туда заявление женщины. Ответа из полиции нет до сих пор.
Другая петрозаводчанка Светлана Кисткина потеряла работу, и ей тоже потребовались деньги. Женщина также обратилась в компанию «Деньга». После просрочки ежемесячного платежа долг начал расти на глазах. А потом стали приходить жуткие СМС: «Тварь, чтоб вся твоя семья мучилась болезнями и здохла мучительной смертью за долг» (орфография сохранена. – Прим. ред.). Женщина отнесла заявление в полицию. Но и тут ответа не последовало.
– Два раза я писала в полицию заявления, и оба раза их проигнорировали. Участковый мне вообще сказал: «Но вы же сами взяли деньги в долг, отдавайте!» – говорит Светлана. – Полиция как-то несерьезно отнеслась к этому делу. Но угрожают не только мне, но и моей дочке, моим подругам. Всем без разбора отправляют такие ужасные вещи. Дочка уже писала заявление в микрофинансовую организацию с требованием убрать ее номер из списка контактов, но сообщения ей все равно приходят. Толку нет.
Несуществующие номера
– По логике, можно было бы наказать людей, с чьих номеров приходят сообщения с угрозами, – рассказывает Максим Бурмасов. – Но дело в том, что компании с помощью специальной базы как бы взламывают чужие, уже не действующие номера людей, и с них отправляют сообщения. За определенную сумму любой человек может так сделать. И найти того, кто отправлял угрозы, просто невозможно. Однажды сотрудник микрофинансовой организации отправил сообщение со своего номера. Но он уже за это поплатился – его судили, и он получил наказание. Но что делать с коллекторами, которые неуловимы? И с фирмами, которые не идут навстречу людям и нанимают коллекторов, а порой и сами занимаются этой «грязной» работой.
Жительница Суоярви Евгения Петухова однажды от подруги узнала о кредитной карте банка «Ренессанс Кредит». Заманчивые условия позволяли оплачивать картой покупки в долг. Девушка заказала карту, и через некоторое время ее привезли Евгении прямо на работу.
– Долгое время карта лежала без дела, но однажды я ею воспользовалась, – вспоминает Евгения. – Гасила долг каждый месяц, но потом возможности этой не стало и мне начали звонить коллекторы. Однажды я пришла на работу, в 8 утра раздался звонок. Оказалось, что это коллекторы. Они стали кричать на меня, в том числе матами, так, что крики слышали даже мои коллеги. А на следующий день они стали звонить моей начальнице и уже нахамили ей.
Евгения обратилась за помощью к Максиму Бурмасову. Юрист написал жалобу в банк, и звонки с угрозами прекратились.
– Теперь мы будем решать вопросы только в судебном порядке, – добавляет Евгения. – Мы не отказываемся платить. Мы хотим, чтобы все было по закону. Почему банк не предложил мне реструктуризацию кредита или отсрочку? Это все имеет место быть. Но все об этом молчат. Проще начать угрожать людям.
Другая жительница Карелии, которая работает медсестрой в карельской больнице, тоже пострадала от действий банка. В 2005 году женщине «Почтой России» доставили кредитную карту банка «Русский Стандарт» на сумму 40 тысяч рублей. Женщина ей пользовалась много лет, каждый месяц отдавала минимальный платеж. Но дошло до того, что сумма платежа выросла до 8 тысяч рублей в месяц, а долг все не уменьшался. В марте выяснилось, что долг на кредитке составил уже 300 тысяч рублей. Тогда женщина обратилась к юристу.
– Пока что коллекторам мой долг не продали, – говорит женщина. – Но мне постоянно звонят из банка и разговаривают со мной просто по-хамски! А однажды позвонили на стационарный пост больницы и начали рассказывать врачу, какая я плохая. Каждый день мне звонят и говорят, что сделают все, чтобы меня с работы уволили. Так можно довести людей до депрессии, а то и куда хуже.
Не так давно в Петрозаводске произошел и вовсе из ряда вон выходящий случай. Учительница одной из школ не смогла больше платить долг по своим кредитным картам банка. Ежемесячный платеж составлял 40 тысяч рублей в месяц. Чтобы выбить долги из девушки, трое представителей банка пришли в школу, миновали пост охраны, ворвались в учительскую и пошли вразнос: кричали, ругались, вели себя по-хамски. Когда учительница вернулась с урока и увидела все происходящее, то вызвала полицию. Сотрудники банка сразу же ушли.
Нет прецедента
Как говорит Максим Бурмасов, самое страшное в этих историях то, что даже суд не идет навстречу людям. В папке у юриста десятки документов, когда суд вставал на сторону банков и вынуждал людей выплачивать не просто сумму основного долга, но и бешеные проценты. Хотя по закону суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна с суммой основного долга. А часто именно так и бывает. Как добавляет юрист, такое в судах будет происходить до тех пор, пока не появится прецедент. Но с другой стороны, как же ему появиться, если на сторону людей вставать никто не хочет?
– Получается, что люди никому не нужны. Мы бьемся словно об стену, когда пытаемся привлечь к ответственности людей, которые работают не по закону. Почему полиция нам не помогает? Почему суд не встает на нашу сторону? Вы не поверите, но некоторые мои клиенты уже думали о самоубийстве после психологического давления со стороны банков. Разве это правильно? Все можно решить цивилизованным, законным путем. К тому же в законе прописано, что если должник не хочет общаться с коллекторами, он передает им телефон своего юриста. Но думаете коллекторы или сотрудники банков стали звонить мне? Ничего подобного! Я все равно эту стену сломаю.
С 1 января следующего года вступает в силу «антиколлекторский» закон . В новом законе четко установлено разрешенное количество обращений к должнику, возможные способы, а также сам регламент общения с должником. Категорически запрещается шантажировать, угрожать, оскорблять и применять к заемщику физическую силу и давить на должника психически, а также обманывать его и применять любые способы возвращения денег, которые являются опасными для его жизни и здоровья. Надеемся, что после вступления в силу закона правоохранительные органы будут ответственнее относится к этой проблеме, и в нашей стране ситуация изменится в лучшую сторону.