Жителей Сегежи лишили единственной в городе бани. Собственник уже в течение нескольких дней ведет работы по переоборудованию помещений, которые, как говорят жители, будут переданы в аренду одной из торговых сетей под размещение магазина. Как говорит депутат Законодательного Собрания Карелии Андрей Рогалевич, эту информацию ему подтвердили и рабочие, сказав, что в здании будет расположен магазин «Магнит».
Для жителей Сегежи, где есть неблагоустроенный жилфонд , это стало не просто неожиданностью, а настоящей трагедией. Ведь для них баня – это не просто место, где можно помыться, а своеобразная культура: люди собирались в бане, чтобы пообщаться, обсудить последние новости, с пользой провести время.
– Раньше в городе было три бани, но в итоге оставили только одну, – говорит местная жительница, учительница Наталья Сергеева, – У нас в семье все – заядлые банщики, и я вам с уверенностью могу сказать, что среди сегежан есть и те, кто жить без бани не может. Но в последнее время у нас сложилось впечатление, что нас как будто специально отучали от бани. То режим работы сделают укороченным, то на неделе она работала всего день или два. Был случай, когда мы сделали замечание заведующей по какому-то поводу, а она просто выгнала тех, кто был в тот момент в бане, – сказала, мол, сегодня вообще не банный день. А 30 апреля, как сейчас помню, закрыли баню, а потом в мэрию принесли отчет, мол, ни один человек не пришел, не пользуется услуга популярностью.
Но, несмотря на все препятствия, жители Сегежи в баню все равно ходили. Не смущала даже приличная цена – 350 рублей за полтора часа. А как еще быть, если многие горожане живут в неблагоустроенных домах, где горячая вода не предусмотрена в принципе. А те, у кого квартиры благоустроенные, все равно по полгода сидят без горячей воды – в Сегеже ее отключают 9 мая и раньше 14 октября не подключают.
Когда горожане узнали, что бане грозит опасность, то попробовали поговорить с хозяевами. Те заверили: мол, мы на вашей стороне, готовы и на пикеты выходить, и в администрацию обращаться – нам бы субсидию и поддержку от местных властей, вот тогда бы мы зажили. А на следующий день после этого разговора в бане снесли парилку. И хозяева с возмущенными людьми на контакт не идут.
То, как баня вообще оказалась в частной собственности, отдельный вопрос. До последнего об этом никто из горожан не знал. И только когда баня закрылась, оказалось, что местные власти сделать уже ничего не могут, потому что баня уже несколько лет как передана в частные руки и хозяева могут делать с ней все, что посчитают нужным. Вот они и делают.
Местная же администрация не может (или не хочет? У горожан складывается мнение, что именно не хочет) им помешать. Активисты отправили обращения и запросы во всевозможные инстанции, даже президенту обращение написали, но пока никакой реакции не последовало. Только благодаря депутатам удалось организовать публичные слушания, на которых все люди проголосовали за то, чтобы ограничить хозяевам бани варианты распоряжения помещением и не дать им разместить там магазин. Но чего люди боялись больше всего, то и случилось.
– Собственник, которому баня приносила убытки (или он целенаправленно шёл к убыткам предприятия), нашёл иной путь получения прибыли. Власти разводят руками и говорят о том, что они сделали все от них зависящее. Жители недоумевают и не могут получить ответы на свои вопросы: как власти многотысячного города будут решать проблему? Будет ли решена эта проблема? Как сохранить баню и возможно ли это сделать? Где жители будут мыться и будут ли это делать вообще? Боюсь, что в очередной раз люди останутся без ответов. А корыта, находящиеся ныне в музеях, отныне будут превращаться в предметы первой необходимости, – говорит депутат Андрей Рогалевич.