Общество Уроки на картофельном поле

Губерния
№36 (1059) 07.09.2016

Не лекции у доски, а практические занятия в полях и огородах – вот что может пробудить у молодежи интерес к ведению сельского хозяйства со школьной скамьи. Предлагаемый Министерством образования и науки РФ курс сельского хозяйства просят дополнить мастер-классами с настоящими фермерами, которые смогут живо рассказать о своей деятельности, выступить своего рода наставниками в профессии, способными передать ученикам накопленный опыт.

С такой инициативой выступил член комиссии Общественной палаты России по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Александр Шипулин, направивший обращение на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой.

24 августа, выступая в Общественной палате, Васильева заявила о том, что в школьный предмет «Технология» планируется включить ведение сельского хозяйства. Она рассказала, что в министерстве уже разработали концепцию преподавания этого предмета, в которой есть не только новые подходы в этой сфере, но и направление «Сельское хозяйство». Концепция предполагает в том числе профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям.

По мнению Александра Шипулина, проведение мастер-классов с фермерами гармонично вписывается в эту концепцию, поскольку практические занятия могут дать учащимся необходимые компетенции, которые помогут сориентироваться в выборе профессии. Кроме того, такие мастер-классы представляются лучшим форматом обучения, поскольку не предполагают тяжелого физического труда и в то же время дают конкретные навыки, которые помогут удержать молодежь в селах.

В Минобрнауки «Известиям» сообщили, что предложения Александра Шипулина будут рассмотрены специалистами министерства.

– Минобрнауки России уже сейчас в рамках работы по развитию механизмов профориентации обобщает лучшие педагогические практики и готовит методические рекомендации, в том числе по профессиональной ориентации учащихся по специальностям сельскохозяйственного профиля, развитию агроклассов, созданию лесничеств, производственных бригад, – сообщил собеседник «Известий» в министерстве.

В Минобрнауки уточнили, что в 2016 году разрабатывается концепция преподавания предметной области «Технология», в том числе с учетом необходимости подготовки учащихся по направлению «Сельское хозяйство». Документ станет основой для программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, требований к материально-техническому оснащению общеобразовательных организаций, разработки новых учебников и учебно-методических пособий.

Что думают известные люди России и Карелии?

Александр Шипулин, член комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий:

– На сегодняшний день в стране наблюдается резкий отток молодого населения из сел. К сожалению, нет и компенсирующего притока молодежи из крупных городов. Эта проблема отчасти связана со сравнительно низким уровнем привлекательности сельской жизни и недостаточной информированностью молодого поколения о возможностях реализовать себя на малых территориях. Игнорирование таких фактов препятствует росту количества сельских предпринимателей, что ставит под угрозу реализацию концепции продовольственной безопасности.

Надежда Школкина, заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам:

– У нас были учебно-производственные комбинаты, где мы проходили практику, получали пусть небольшие, но профессиональные навыки по разным направлениям. Для многих это стало настоящей путевкой в жизнь. Самое главное, чтобы у учеников оставалось право выбора своего направления – кто-то хочет научиться шить, а кто-то стать дизайнером. Всем ведь не нужно становиться фермерами. А для тех, кому интересно заниматься землей, совершенно правильно организовывать занятия с фермерами. Если посмотреть по программе «Начинающий фермер», то у нас в стране очень много успешных фермеров, у которых горят глаза. Им есть чему научить ребят, они, безусловно, смогут дать им хорошую жизненную практику и путевку в жизнь.

Татьяна Ордынская, член комитета Мособлдумы по вопросам образования и культуры:

– Думаю, что это хорошая идея, ведь мы возвращаемся к уроку, который был в каждой советской школе. Это был культ. У всех школ был приусадебный участок, сельские школы все работали вместе с колхозами и совхозами. Стремление детей к этому в современности есть. Наши дети должны уметь получать радость от прикосновения к земле и своим трудам на ней. Это очень хорошая нравственная перспектива. Думаю, что это очень хорошая идея, особенно для Подмосковья, так как, в первую очередь, Подмосковье – село, которое всегда кормило не только себя, но и всю страну. Сейчас это принесет только пользу.

Азамат Тлисов, и.о. директора Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС:

– Я помню, что в свое время у нас была модель по дисциплине «Биология», когда использовались пришкольные участки для полигонов. Думаю, что для сельских территорий и жителей городов это и сейчас было бы полезно. При всех изменениях в индустриализации, мы имеем потенциал аграрного сектора и знакомство школьников с возможностями, которые есть в этой области, чтобы они могли руками коснуться и понимать, что есть труд сельского работника. Когда школьники из мегаполисов впервые видят скот, они пребывают в некотором шоке, ведь для них это – представители или зоопарков, или дикой природы.

Ольга Васильева, министр образования и науки России:

– Учащиеся должны заниматься общественно-полезной деятельностью, должны расширять профессиональные навыки свои. Мы уже разработали концепцию преподавания предмета в области технологии, в которой есть не только новые подходы в этой сфере, но есть и направление «Сельское хозяйство».