Лидер карельских эсэров, депутат Государственной Думы Ирина Петеляева назвала человека козлом. Прямо по телевизору. Причем, человеку сорок лет. Он взрослый. На брудершафт они не пили. А она нет чтобы обратиться вежливо: «Вы, дескать, Николя, козел», «тыкнула» ему, как сопляку какому-то. «Ну, ты и козел», – сказала. И ведь не ответить никак. Потому что она женщина. А женщинам отвечать нельзя-с.
У униженного и оскорбленного, если кто еще не знает, фамилия Тараканов. Как у той княжны, которую в свое время заморили в Петропавловке. Нынешний Тараканов, в отличие от княжны, жив-здоров и возглавляет карельское отделение партии «Родина». Он висит в виде плакатов по всему городу и сообщает, что борется с жуликами, ворами и предателями. То есть человек занят серьезной, ответственной работой, а его публично козлят. И, главное, за что? За правду. За матку. За то, что, как Лев Толстой, не мог молчать. За ненависть к богатым и за любовь к бедным.
Напомню: во время теледебатов Тараканов в прямом эфире задал Петеляевой вопрос с подковыркой. Он спросил про одного зажиточного справедливоросса, у которого 8 квартир в Майами. Мол, его благородные элдэпээровцы даже вычистили из своих рядов за зажиточность, а эсэры почему-то подобрали. Не означает ли это, что эсэры симпатизируют буржуям? И Ирина Владимировна стушевалась. Могла же ответить, что элдэпээровцам бы помолчать – у них самих и Владимир Вольфович не бедняк, и наш Сергей Сергеевич не нищий. Да и Тараканов, кстати, тоже не совсем скромный труженик. И, главное, что, собственно, плохого, если человек не беден? Но депутат Госдумы растерялась, ничего такого не ответила и лишь назвала главу нашей «Родины» козлом.
Вот такой сюжет для небольшого рассказа. Но мне здесь интересны не столько его герои, сколько зрители. То есть мы с вами. Почему Тараканов в качестве дискредитирующего факта привел не какой-нибудь пример воровства, обмана или невыполненного обещания, а ограничился лишь информацией о материальном состоянии одного из членов СР? Казалось бы, сам факт наличия у человека денег не должен вызывать отторжения. Вот если бы было доказано, что деньги эти были получены преступным путем, тогда да. Тогда – праведный гнев, презрение и негодование. Но в данном случае ведь Тараканов обвинял человека просто в том, что у него есть дома в Майами. И при этом он знал, что подобной информации для дискредитации достаточно. Ибо мы – страна, в которой ненавидят не бедность, а богатство.
Все, как в старом анекдоте, в котором советский человек гордится тем, что в СССР нет богатых. А ему отвечают: «Странно, а мы думали, что гордиться надо тем, что нет бедных». Нас все годы советской власти приучали к тому, что люди делятся на хороших и плохих в первую очередь по классовому признаку. Хорошие – это рабочие и крестьяне, то есть те, кто беден. А плохие – это помещики и капиталисты, то есть те, кто богат. Каждый, кто богаче бедного, плохой. Ибо обогащение одних обязательно происходит за счет обнищания других. Нельзя получить богатство честным путем. Это вбивалось в сознание советских людей молотом и подравнивалось серпом. Все получали примерно одинаковую зарплату и ходили примерно в одинаковой одежде. Минимум ярких красок. Все серое, синее и коричневое. Бедный, значит, честный. Богатый, значит, кровосос и редиска. Все ясно, просто и понятно. А потом, вроде бы, пришел капитализм и, казалось бы, психология поменялась. Но, как выясняется, нет.
Причем, в этом же заключается один из изумительных парадоксов нашего сознания. Почти все мы ненавидим олигархов, и почти все мы хотим ими стать. Поймать волшебную щуку, выиграть в лотерею, выйти замуж за внука Рокфеллера, купить за 5 и продать за 12. Мы очень хотим свой дом в Майами и страшно презираем тех, кто его уже купил. Мы ненавидим Америку за то, что она богаче России, потому что в нас молотом вбито, что богатство добывается лишь путем грабежа и мошенничества. А значит, если мы бедны, то это не из-за лени и разгильдяйства, а из-за того, что нас ограбил тот, кто богаче.
Говорят, на свете есть такие страны, где люди воспитаны по-другому. Они не завидуют богатым, а уважают их. Они считают, что если человек нашел в себе силы и умение заработать деньги, то он молодец. И они знают, что сами тоже имеют шансы. Плохо, если человек украл, но ведь можно заработать и не воруя. А у нас все как-то наоборот. То ли потому, что у нас шансов нет. То ли потому, что у нас, не воруя, нельзя. То ли серп с молотом виноваты. А может, и волшебная щука. Черт его знает.