Правительство России до конца 2016 года планирует разработать закон, который поможет легализовать деятельность индивидуальных предпринимателей.
Ради этих целей Владимир Путин поручил временно освободить самозанятых граждан от уплаты налогов. Разговор о самозанятом населении зашёл на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Вопрос о легализации самозанятых граждан поднимался в начале 2016 года. Тогда Дмитрий Медведев также предлагал освободить их от уплаты налогов на два-три года при легализации деятельности. Как заявил премьер, правительство хочет «создать атмосферу доверия между налогоплательщиком и государством». В правительстве сейчас как раз готовится закон, который освободит индивидуальных предпринимателей от уплаты налогов сроком на три года при условии, что они легализуют свою деятельность. По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, законопроект внесут в Госдуму до конца 2016 года.
Самозанятые граждане – это репетиторы, фотографы, сиделки, портные, мелкие строительные бригады и так далее. Чаще всего они не регистрируют свою деятельность, и чиновники считают это большой проблемой.
Вот только в Интернете после новости об этой инициативе разгорелся спор: что, если это не помощь правительства, а некий хитрый план?
Что думают известные люди России и Карелии?
Алексей Улюкаев, министр экономического развития:
– К сожалению, очень высока доля тех, кто ведет дело, но не легализуется. Неформальная занятость, по данным Росстата, это порядка 16 миллионов человек. В нашем проекте поддержки малого бизнеса и индивидуального предпринимательства стоит задача помочь тем, кто работает в тени, выйти на свет, легализоваться. В России 5,5 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей. В сфере малого и среднего предпринимательства создано 16,5 миллиона рабочих мест, и это уступает по своим масштабам мировым стандартам. Мы рассчитываем, что таким образом мы сможем существенно увеличить и количество компаний, у нас стоит задача – в течение двух лет, до 2018 года, увеличить на 10% количество предприятий МПС, то есть выйти на уровень 6 миллионов.
Виктор Давидюк, фотограф:
– С одной стороны – новость хорошая но, с другой – от нашего государства постоянно ждешь какой-то подвох. Я сам зарегистрировал ИП четыре года назад. Сделал это по трем причинам. Во-первых, принял для себя решение серьезно заниматься своим делом. Оформил отношения со своей профессией. Стал уже не фрилансером-бездельником, а профессионалом даже с юридической точки зрения. Во-вторых, когда ты ИП, тебе проще вести переговоры с юрлицами, ты можешь брать гораздо более серьезные заказы. И, наконец, решающий момент. Я претендовал на пособие по самозанятости. Мне не хватало денег на апгрейд аппаратуры. К заявке допускались только зарегистрированные предприниматели. Да, эти деньги я вернул государству уже через два года с налогов, которые заплатил. Но тем не менее я смог своевременно купить необходимую аппаратуру. Моя деятельность попадает под ЕНВД. Получается, что в случае своевременной уплаты пенсионных налог как таковой я могу не платить. В прошлом году, правда, прибавился еще 1% доплаты от суммы, превышающей годовой доход в 300 000 рублей.
Если честно, то несколько напрягает, что каждый год что-то меняется то в налоговом, то в пенсионном законодательстве. Меняются ставка по ЕНВД и прочие условия. Пенсионный фонд периодически косячит, не вовремя отправляет сведения в налоговую, отчего у той появляются ко мне вопросы (как и к тысячам других людей). Но тем не менее я могу работать открыто с организациями любого уровня, не бояться, что завтра «придут и за мной».
Насчет нового закона – он вроде как призван вывести людей из тени, но в то же время «незаконное» предпринимательство считаться таковым не будет. Так смысл тогда выходить? Раньше людьми двигал страх, теперь эта мотивация исчезнет. Остаются только желание развития и расширения бизнеса, работа с партнерами и заказчиками на официальных основаниях. Да, многие считают, что два года послабления – а потом как вжарят налогами. И ведь не исключено. Это может и через год случиться в нашей стране. Только что мешает тогда закрыть ИП и работать, как раньше? Но три года без налогов – это хороший бонус. Можно открыться и посмотреть, как пойдет. Вопрос только, будут ли обязательными пенсионные отчисления. Ведь если да, тогда налоговое послабление – это действительно уловка, особенно для тех, кто будет на ЕНВД. Вы в любом случае будете платить те же 25 тысяч в год, чем поможете наполнить Пенсионный фонд, который снова трещит по всем швам.
Борис Титов, бизнес-омбудсмен:
– Деятельность незарегистрированных предпринимателей нелегальна. Владельцы «теневого бизнса» не платят налогов, поэтому если они легализуются, эта деятельность легальна, никакие правоохранительные органы к ним прийти и подвергнуть их или штрафам, или даже большим наказаниям не могут. Второй момент – они становятся плательщиками Пенсионного фонда. То есть они могут уже рассчитывать на минимальную пенсию по выслуге лет. Кроме этого, они могут, показывая свой патент или свидетельство на работу самозанятого, например, брать потребительские кредиты или вообще кредиты. У них уже есть статус индивидуального предпринимателя. Это легализация их в обществе, легализация их для юридических процедур, легализация для финансовой деятельности.
Татьяна Голикова, глава Счетной палаты:
– Если соотнести вот этот сектор неформальной занятости, в котором в основном торговля, сельское хозяйство, транспорт, строительство, то структура перешедших на патентную систему совпадает. В этом смысле у нас есть перспектива к тому, чтобы все-таки людей выводить из теневого сектора. По экспертным оценкам, это может дать порядка 40 млрд рублей дополнительных доходов, даже если половина людей выйдет из сферы неформальной занятости.
Роман Гольцев, предприниматель:
– Выход из тени – дело хорошее. Вопрос – а почему же люди находятся в тени? Ответ на поверхности – люди не доверяют государству. И с чего они начнут завтра доверять? Во-первых, президент уже на протяжении лет десяти только говорит о том, что «ослабит резьбу», а по факту только «закручивает гайки». Взрослые люди верят не словам, а поступкам. Во-вторых, народ живет своей жизнью, а вершители судеб – своей, то есть у среднестатистического человека доход исчисляется двумя сотнями долларов, а у тех, кому довериться народ должен, сотня миллионов долларов в шкафу лежит на мелкие расходы. И в третьих, например, за последние несколько лет было несколько амнистий капитала, и все они провалились. Я думаю, и это предприятие окажется проигрышным, что ни в коем случае не помешает чиновникам отчитаться о миллионах, вышедших из тени.