Общество «Вас никогда не снесут!»

Губерния
№41 (1064) 12.10.2016

Аварийный дом в любом городе Карелии можно узнать по запаху. Неважно, Олонец это, Cуоярви или Петрозаводск. В переживших свой срок домах пахнет древесной трухой, плесенью и безнадежностью. Потому что никто не знает, сколько еще простоят эти здания, построенные в середине прошлого века и рассчитанные на 20-25 лет эксплуатации. И простоят ли.

Жильцы дома № 59 по улице Ломоносова в Петрозаводске привыкли носить воду, топить печки – словом, обходиться скромным набором удобств. 54-летняя постройка – типовое для начала 60-х временное жилье. Строилось на четверть века, поэтому ни в прочность самого здания, ни в его комфортабельность не вкладывались. Но нынешнее состояние здания оставляет его неизбалованным жителям небольшой выбор – сгореть или утонуть.

«Вы сгорите когда-нибудь!..»

У Альбины Коршаковой на первый взгляд – квартира-игрушка. Но приглядевшись, постепенно понимаешь – тут скорее стены держатся на обоях, а не наоборот. Женщина жалуется – слышит каждую машину, проезжающую мимо дома. Не по звуку работающего мотора, а потому что стены и пол дрожат вместе с мебелью. А приглашенный печник и вовсе отказался ремонтировать полуразрушенную печку – побоялся: если тронуть печную конструкцию, то рухнут перекрытия.

Мои соседи сверху топят печку, и вся зола оказывается у меня, такого быть не должно. Управляющая компания тогда сказала: вы – собственники жилья, вот и ремонтируйте за свой счет. Я привела печника – надо делать две печки на первом и втором этажах, по одному стояку. Такая работа стоит дорого – 200 тысяч. Но даже за эти деньги они отказались брать на себя ответственность, сказали: балки все гнилые, конструкция на печках держится, мы только печку снимем, оно все рухнет... – рассказывает Альбина Николаевна.

Точно так же не стали даже браться за ремонт проводки электрики из управляющей компании:

– Я вызывала электрика, он говорит: «Вы сгорите когда-нибудь!». Но менять проводку не стали, хотя она вся аварийная.

Несмотря на это, в каждой комнате у жильцов дома стоит электрический обогреватель. Потому что зимой иначе – никак. Печи топят два-три раза в сутки, но это не спасает от слоя инея на стенах комнат и кухни. Даже сейчас, когда на улице плюсовая температура, в квартирах легко замерзнуть в уличной обуви и верхней одежде, а из разрушенных печных труб искры летят на деревянный чердак.

«Плавает то, что не тонет!..»

На кухне у соседки Альбины Коршаковой Полины Хямяляйнен стоит новая газовая плита. Но подключать ее хозяева боятся – трубы, идущие от короба для газовых баллонов, давно проржавели и разрушились. Да и доски пола могут не выдержать. А достать плиту из подвала будет невозможно – он уже несколько лет залит водой.

– Там плавает то, что не тонет, сразу под полом. Канализация должна сливаться в яму под домом. Три года ассенизаторов мы не видели, потому что ямы нет – провалилась она, и фундамента там нет, – поясняет мама Полины – Наталья.

Туалетом жильцы этой квартиры давно не пользуются – в помещение уборной несколько лет назад провалился туалет соседей сверху.

– Сначала были мысли взять кредит и сделать ремонт, – вспоминает Полина. – Но я пол на что постелю? Чернового пола у дома нет вообще!

Впрочем, одно Полина сделала – заменила старые рамы на пластиковые окна. Не для красоты и не только для тепла. Оседающие стены просто выдавили старые рамы. А сломанные окна сотрудники управляющей компании просто заколотили досками.

Ветхий или аварийный?

Как доказать, что здание – аварийное, жильцы дома № 59 по ул. Ломоносова теперь знают на собственном опыте. Сначала им пришлось за свой счет сделать экспертизу. В заключении экспертов отражено все – провалы пола, перекосы потолка и стен, отсутствие чернового пола и сгнившие доски. Выводы: стены дома – в недопустимом состоянии, фундаменты, чердак, полы и несущие балки – в аварийном.

– В экспертизе несколько раз указывается, что проживание опасно для жизни, есть опасность обрушения, – рассказывает Полина Хямяляйнен. – Все указано в документах, фотографии сделаны, аварийность проводки – 75-80 %.

Но ни выводы экспертов, ни фотографии не убедили городские власти.

– Нас пригласили в мэрию, и они нам сказали, что ветхий дом – а в экспертизе было написано именно так – не считается аварийным, и расселять нас не будут, – вспоминает Альбина Коршакова.

Через полгода жители разрушающегося дома снова пригласили экспертов. За это время уровень воды в подвале вырос на 20 сантиметров. Уже на основании повторного обследования межведомственная комиссия признала дом аварийным и подлежащим сносу. Его даже внесли в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01.01.2012. На практике это означает, что Администрация Петрозаводска должна учесть эту информацию при формировании очередных адресных программ по развитию застроенных городских территорий, а организации, осуществляющие управление домом, – обеспечить «безопасные и санитарные условия проживания в них граждан до момента расселения». О «санитарных» условиях лучше скажут фотографии, сделанные весной этого года.

«Возможные траты»

Таким образом, сроков сноса никто назвать не смог. После признания дома аварийным управление было передано от УК «Выбор» компании «ПетроГИЦ». Однако владельцы и съемщики аварийного жилья продолжали получать счета за коммунальные услуги.

– Компания, несмотря на то, что дом аварийный, начисляла квартплату! – вспоминает Полина Хямяляйнен. – Люди не стали платить, потому что это незаконно – не имеют права выставлять счета, так как они не являются «ПетроГИЦ».

Причем была в этих квитанциях удивившая всех строка – «возможные траты».

– Я спросила: «Это что такое?» – рассказывает Ольга Скалдина. (Ее семья вместе с ребенком-инвалидом живет в однокомнатной квартире этого аварийного дома.) – А мне отвечают: «Если вам что-нибудь понадобится, то мы придем и сделаем бесплатно!». Я тут же пожаловалась на разрушенную печную трубу и услышала, что денег у компании нет.

Вскоре у многих незаплативших с банковских карт были сняты разные суммы денег – от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Кто и почему списал деньги – жильцам еще предстоит выяснить. «ПетроГИЦ» свою причастность к этому исчезновению отрицает.

«Вас никогда не расселят!..»

Легко понять людей, которые в таких «безопасных и санитарных» условиях не захотели дожидаться сноса дома. Тем более что срок этого ожидания никем не определен. Альбина Коршакова через суд потребовала предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма. Суд иск удовлетворил.

Теперь на руках у Альбины Коршаковой целых два документа – решение городского суда Петрозаводска, обязывающее мэрию предоставить женщине благоустроенное жилье вне очереди, и постановление об исполнительном производстве, в котором говорится, что сделать это администрация должна в течение пяти дней. Кстати, дней с момента, установленного документом, прошло более 90.

– Они всех ставят в одну очередь, – рассказывает Альбина Коршакова. – О внеочередности, как написано в решении суда, речи вообще нет! В службе судебных приставов мне сказали, что мой номер в этой очереди – 144, а когда пришла в мэрию, то там он оказался уже 157. А сотрудник мэрии мне сказала, что нас вообще никогда не расселят.

Пробовали жители аварийного дома попросить жилье в маневренном фонде. Ольга Скалдина вспоминает, как поехала в мэрию с этим вопросом:

– В мэрии объявление было, что по поводу маневренного фонда надо обращаться по адресам: Калинина, 1 и Гюллинга, 11. А когда приехала туда, мне сказали, что у них такой операции даже в компьютерах нет!

Не удалось добиться квадратных метров в маневренном фонде и другим жильцам. В одном случае оказывалось, что нет такой возможности, в другом – что конкретные люди не могут на «маневренную» площадь претендовать.

И тем не менее жильцы дома № 59 по улице Ломоносова считают, что им повезло. Их дом все же попал в список жилья, которое когда-нибудь будет снесено. А вот их соседям не повезло вовсе.

– Люди тоже сделали экспертизу, и теперь судятся, – рассказывает Альбина Коршакова. – Их дом мэрия не признала аварийным. Сказали, что если бы было 80 % износа, то признали, а так – нет.

Похоже, чиновники точно знают, сколько может простоять соседний дом. Ведь его поставили в план капитального ремонта. На 2044 год.