Общество Сотрудников ПетрГУ заставляют переходить на неполные ставки и угрожают увольнением?

Губерния
№41 (1064) 12.10.2016

К нам обратились несколько сотрудников Петрозаводского государственного университета, попросивших не называть их фамилий. Людей удивляет и возмущает ситуация, о которой они решились рассказать.

– В последнее время в нашем вузе происходит что-то странное и, как нам кажется, не вполне законное. Сотрудникам среднего и низшего звена (техникам-лаборантам, уборщицам, гардеробщицам) предлагают написать заявление о переходе на неполную ставку: с целой – на 0,64, 0,8, 0,78 или на 0,24 ставки тем, кто трудится на полставки.

С чем это связано? Очевидно, с тем, о чем так много говорилось перед выборами. С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России был повышен на 21 % и теперь составляет 7500 рублей, т. е. при этом пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда должна повыситься заработная плата работников, получающих зарплату на уровне МРОТ.

Да, правительство сделало такую милость, однако денег же, как известно, нет, а потому на местах надо как-то выкручиваться и выкручивать людям руки. Никаких письменных распоряжений, приказов, благодаря которым сотрудники могли бы обратиться в суд, людям не показывают, а просто морально третируют тем, что, если они откажутся перейти на неполную ставку, их и вовсе сократят. Те, кто напишет подобное заявление якобы по собственному желанию, ничего не потеряют в зарплате, но и в повышенном размере ее не получат.

– Первыми сдались пенсионеры: мол, да ладно, денег же меньше мы получать не станем. Но у них хотя бы есть пенсия, а что делать остальным, когда цены непрерывно растут? Люди надеялись хоть на какую-то прибавку к скудному заработку, но и тут надежды не оправдались. Если мы начинаем отказываться, говорить, что ничего писать не будем, хорошо, пусть сокращают, на этом разговор заканчивается, а потом все начинается заново. Причем с нами беседует не начальство, а те, кто стоит буквально на ступеньку выше нас, и ясно, что им просто приказали это делать.

Сотрудники университета считают, что имеют право получить разъяснения от руководства, от того же ректора, но ничего подобного не происходит. Почему бы не организовать общее собрание, поговорить с сотрудниками, ответить на вопрос: придумано все это университетом или имеет место всеобщая практика?

– Похоже, в нашей стране ничего не могут обставить красиво, сделать по-человечески, всегда найдется место лицемерию и цинизму. Скажите честно, что все обещания остались на бумаге, что средств на повышение наших зарплат не выделено, повторите еще раз «но вы держитесь тут», так нет, нас пытаются запугивать и шантажировать. Нам интересно: а почему ректор не написал такого заявления? Как всегда страдают только низы с зарплатами на уровне прожиточного минимума.

Любопытно, когда будут внесены изменения в трудовое соглашение о том, что человек переходит на меньшую ставку? Не с этого ли надо начинать? Между тем в нем ничего не меняется и не прописывается. Пропорционально ставке меняется и продолжительность рабочего времени. Хотя, по идее, сотрудник может уходить с работы раньше, его обязанности остаются прежними, и он вынужден или как-то исхитряться выполнять их за меньший срок, или задерживаться на работе. Рабочий график той же гардеробщицы привязан к расписанию занятий студентов, теперь она имеет право закончить свою работу раньше… и закрыть гардероб? К тому же заявление пишется задним числом, с 1 сентября, однако весь сентябрь люди трудились по старой продолжительности рабочего дня, и эти часы им никто не компенсирует.

– Мы звонили в Пенсионный фонд, где нам ответили, что если занятость сотрудника составляет менее 80 % рабочего времени, то этот период не включается в северный стаж, что влияет на начисление пенсии. А в Трудовой инспекции ответили, что, разумеется, должен существовать соответствующий приказ, а без него подобные действия незаконны. У нас нет ни малейшего желания жаловаться и судиться, мы просто хотим, чтобы нам позволили спокойно работать и не пытались ничего отнять.

Попытки взять комментарии относительно описанного факта у начальников нескольких отделов Петрозаводского государственного университета не принесли результатов: кто-то сказался некомпетентным в данном вопросе и перенаправил в другие отделы, другие отказались что-либо говорить, третьи вообще не отвечали на звонки.