В 2017 году расходы на здравоохранение сократятся втрое.
Это следует из проекта бюджета на ближайшие три года, который опубликовал Минфин. Резких изменений в бюджетных расходах на здравоохранение не планируется, так ещё на прошлой неделе уверял замминистра финансов Алексей Лавров. Однако, судя по проекту бюджета, опубликованному Минфином, это не совсем так. Если в нынешнем году власти выделили на здравоохранение почти 550 миллиардов рублей, то в следующем правительство предлагает потратить на эту сферу только 362 миллиарда. Расходы государства на стационарную медпомощь сократятся на 34 процента, амбулаторную – на 10.
При этом на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность на следующий год в целом предлагается выделить больше двух триллионов рублей. Сокращение бюджетных расходов на здравоохранение идёт параллельно с увеличением финансирования этой сферы из Фонда обязательного медстрахования.
Уже сейчас Фонду обязательного медицинского страхования не хватает денег на повышение зарплат врачам в 2017–2019 годах, пишет газета «Ведомости». Требование повысить зарплату медикам содержалось в «майских указах» Владимира Путина, однако в бюджете фонда недостает на эти цели 0,5 триллиона рублей. Для индексации зарплат врачей в 2017 году нужен дополнительно 71 миллиард рублей, в 2018 – 196,6 миллиарда рублей, в 2019-м – 219,5 миллиарда рублей.
Издание отмечает, что бюджет ФОМС остался последним несбалансированным. Сейчас рассматривается несколько вариантов финансирования фонда. По словам источника, проблему хотят решить за счет трансферта из федерального бюджета.
Что думают известные люди России и Карелии?
Николай Вардуль, главный редактор «Финансовой газеты»:
– Бюджетная трехлетка, вновь намеченные приоритеты, то, что финансирование социалки не снижается, – это, конечно, хорошо. Плюс налоги, с некоторыми оговорками, не повышаются. Но я не могу назвать этот проект каким-то прорывным. Наоборот, он демонстрирует, что экономическая политика в стране меняться не будет.
Целевые показатели по росту экономики, инвестициям крайне неамбициозны. Хотелось бы увидеть в документе среднегодовые темпы роста ВВП в 2017–2018 годах хотя бы на уровне 2,5–3%, рост инвестиций в основной капитал по 5–10% в годовом выражении в зависимости от сектора, инфляцию на конец 2017 года в диапазоне не выше 4–5%.
По данным опроса «Левада-Центра», россияне за год стали меньше доверять государственным структурам. Рейтинг правительства снизился почти в два раза (с 45% год назад до 26%) и оказался самым низким за последние пять лет. По сути, это означает существование в обществе некоего запроса на перемены.
Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России»:
– Проект федерального бюджета на 2017–2019 годы формировался, исходя из пессимистических оценок, чтобы в перспективе сдержать рост дефицита. Опираться на позитивные прогнозы, основанные на росте стоимости «черного золота», – крайне опрометчиво. Проблемы надо решать вне зависимости от ситуации на внешних рынках.
Даже если ключевые показатели – такие как цены на нефть – будут на порядок выше, чем заложено в проекте бюджета, ожидать, что будет зафиксирован профицит, не стоит, поскольку расходы на оборонку будут только увеличиваться в ближайшие годы, причем в уведомительном порядке.
Нельзя не отметить, что бюджет на предстоящие три года предполагает изменение «географических аспектов». Скажем, если госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года, то расходы на программу социально-экономического развития Калининградской области будут увеличены на 67,8%. Также планируется существенно увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в этом округе.
Однако самое интересное – это источники финансирования нового бюджета. Правительство страны планирует серьезно «опереться» на долговой рынок. Минфин увеличит объем заимствований на внутреннем рынке более чем в три раза по сравнению с 2016 годом – до 1,05 трлн руб. в год, в то время как объем займов на внешнем рынке может вырасти более чем в два раза – до $7 млрд.
Виталий Багаманов, управляющий директор БКС «Ультима»:
– Новый бюджет характерен тем, что в нем правительство постаралось максимально сократить дефицит. При этом, по большому счету, власти сохраняют социальную направленность. Так, расходы на социальную политику увеличиваются с 4,631 трлн руб. в нынешнем году до 5,1 трлн руб.
Что касается параметров, которые использовались в расчетах, то сейчас они кажутся слишком консервативными. В частности, на 2017 год заложена цена на нефть в $40 за баррель, хотя есть высокая вероятность, что цены вырастут. В расчетах на 2018–2019 годы стоимость нефти составляет $55 за баррель. При этом курс рубля в прогнозе составляет 67 за доллар. Отдельно стоит отметить, что бюджет базируется на темпах инфляции в 4% уже в 2017 году. На этом построены все индексации, включая рост тарифов. Учитывая, что сейчас ЦБ, МЭР и Минфин принимают этот показатель за базовую величину, есть реальные основания предполагать достижение этой цели в следующем году. Это, конечно, будет историческим событием для российской экономики. В таких условиях можно будет ждать сильнейшего снижения ставок в экономике и повышения экономической, потребительской и кредитной активности в 2018–2019 годах, поэтому, скорее всего, параметры бюджета необходимо будет пересмотреть достаточно серьезно на последующие годы.
Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики:
– По факту это проект бюджета воюющей страны, притом что никто на нас реально нападать не собирается. На национальную оборону в 2017 году будет потрачено 17,6% бюджета, а на безопасность и правоохранительную деятельность – 12,2%. Для сравнения. На здравоохранение предусмотрено 2,3%, на образование – 3,5%. Общие ресурсы, направляемые в отечественную экономику, на 5% меньше, чем чисто военные ассигнования.
Такая структура расходов характерна для страны, которая ведет боевые действия. Нам говорят, что кампания в Сирии не отнимает дополнительных средств Минобороны. Может, так оно и есть, но в этом случае имеет смысл сократить финансирование этого ведомства.
К сожалению, властями не выучен один простой урок. Одной из причин краха СССР были чрезмерные траты на ВПК с одновременным падением цен на углеводороды. В 1980-е годы мы делали больше всех в мире танков и подводных лодок, которые до сих пор не можем утилизировать.
Я считаю, что, выделив 3,5% на образование, правительство уже сейчас закладывает будущую неконкуренто-
способность российской науки, которая должна активно участвовать в инновационном процессе, производя новые технологии. Как раз на это часто сетует наш президент.
Андрей Рогалевич, депутат карельского парламента:
– Все прекрасно понимают, к чему приведёт подобное необдуманное сокращение бюджетных обязательств. Оптимизация, ликвидация, закрытие, сокращение врачей и среднего медицинского персонала, и на фоне всего этого – увеличение перечня платных услуг, оказываемых населению медицинскими учреждениями, а также резкий рост стоимости ныне действующих. Из бесплатного останется только посещение патологоанатома... Memento mori.