Это не спойлерство. Вернее, вы можете относиться к тому, что я здесь напишу, как к спойлерству, но, не изложив содержания, я не смогу рассказать о сути. О той, на мой взгляд, серьезнейшей проблеме, которую вынес на большой экран режиссер Кирилл Серебренников в своем новом фильме «Ученик». Так что кто не хочет знать финал, не читайте и сразу шуруйте в кинотеатр. А кого знание финала не смущает, читайте. И шуруйте в кинотеатр после этого.
Что интересно, пьеса немецкая. Ее написал один из самых востребованных сегодня немецких драматургов Мариус фон Майенбург. Серебренников взял немецкий текст, переложил в российские реалии и показал в виде спектакля на сцене «Гоголь-центра». Но, видимо, масштаба спектакля режиссеру показалось мало, и он сделал из этой истории полноценный двухчасовой фильм. Тема актуальная, проблема назревшая, «Гоголь-центр» – только в Москве, зрителей – ограниченное количество, а кино могут увидеть все. О чем история? О том, как мракобесие постепенно захватывает и завоевывает наш мир.
А проводником этого мракобесия выступает такая добрая и прекрасная книга, как Библия. Школьник-старшеклассник внезапно проникается религиозными идеями. Что на него нашло, непонятно. То ли развод матери с отцом сказался. То ли юношеский максимализм таким макаром выскочил. Но факт остается фактом, был он «обычным трудным подростком» – и вдруг на тебе. Ходит с Библией, цитирует строки, грозит всем гиеной огненной, отмщением, мечом и карой господней. Отказывается раздеваться в бассейне, ибо это есть стыд. Восстает против того, чтобы девочки плавали там в открытых купальниках. Протестует против уроков полового воспитания, ибо надевать презерватив на морковку есть мерзость. И тут уж он раздевается до нага прям на уроке, потому как в бассейне в плавках – это стыд, а в кабинете биологии без трусов – это демонстрация гнева праведного и святого протеста. Он срывает уроки, прыгает в костюме гориллы по партам и продолжает без устали нести слово божие заблудшим. Ведь он верующий, а они все оскорбляют его религиозные чувства. И поэтому он беспрестанно оскорбляет чувства всех остальных. Ведь ему можно. Ведь он со словом божьим в заднем кармане штанов, а им всем вскорости гореть в аду.
Он заколачивает окна в квартире своей досками, срывает обои, не моется и не переодевается – в общем, выглядит полным чудаком. Но ужас в том, что все вокруг начинают подстраиваться под него. Точнее, соученикам пофиг. Ну, чудак и чудак. Одна девочка даже разок колотит его как последнего задрона. А вот руководство школы как-то эдак приосанивается. Ведь вроде как линия РПЦ сейчас совпадает с линией партии. И Первое лицо лично в церковь захаживает. Так что да, купальники лучше закрытые. Презерватив на морковку и правда как-то чересчур. Может, ну их, эти презервативы. Не велел же бог предохраняться. Он плодиться велел. Размножаться. А бог зря болтать не будет. Да и Дарвин тоже как-то, наверное, перегнул. Ведь вдруг как мы действительно произошли не от обезьяны. Людям верующим про обезьян этих слушать неприятно. Их религиозные чувства от слов таких оскорбляются. А их же оскорблять нельзя.
Юный фанатик сколачивает большущий крест, проносит его по улицам и приколачивает в школе к стене. И вот уже завуч и два охранника, подумав с минутку, крестятся на этот крест. Мать мальчика начинает ходить в платочке и тихо веровать. И только одна-единственная учительница продолжает протестовать. Она – единственный адекватный человек в этом безумном мире, и именно ее из этого мира изгоняют. Гомофоб, антисемит, клеветник, а по итогу еще и убийца принимается этим миром, а тот, кто ему противостоит, изгоняется прочь. Да, юноша пытался излечить словом божьим калеку-одноклассника. Да не получилось. Да, калека, над которым все всегда издевались, полюбил единственного проявившего к нему интерес юношу. И даже поцеловал. Поцеловал! Мужик мужика! А за такое проявление содомии следует убивать. И подлую неверующую учителку можно оболгать, ибо ради бога все это делается. Во имя его и с именем его на устах.
Говорят, в Библии можно найти ответы на все вопросы. Знай себе выбирай отрывки и трактуй. Посмотрел под одним углом – это книга милосердия, посмотрел под другим – книга огня и меча. Наш герой выбирает те куски, которые ложатся на его идею. Но стоит процитировать ему строки, идущие вразрез с его пониманием, как он истошно кричит: «Вы врете!». И позиция режиссера фильма очевидна. С таких фанатиков начинаются диктатуры. Все самые страшные преступления совершались под знаменами самых прекрасных идей. И дело не в юном бедняге, ставшем одержимым фанатиком, а в обществе, позволяющем самому дремучему и агрессивному мракобесию захватить себя.
В общем, вот такая мрачная история. Впрочем, приятно, что такое кино еще может появляться на наших экранах. Значит, может быть, все еще не так и ужасно.