В октябре в Москве прошел международный благотворительный фестиваль «Белая трость». Второй год подряд юная слепая жительница Кондопоги Настя Луттиева участвует в концерте, посвященном открытию фестиваля. Девочка уже дважды спела с известной певицей Дианой Гурцкой. Мы поговорили с мамой Насти о том, как ей удалось, несмотря на тяжелый недуг, не просто воспитать Настю полноценным человеком, но и помочь раскрыть дочке ее уникальный талант.
– Настю я родила в 1996 году в Кондопоге, где мы и живем. Случилось так, что Настя родилась недоношенной, весила всего полтора килограмма, но она дышала, ела – в общем, очень хотела жить. Нас перевезли в Петрозаводск, где дочь положили в кювез. При выписке из больницы выдали справку о том, что патологий нет, но дома я стала замечать, что девочка не реагирует на зрительные раздражители. Я снова поехала в Петрозаводск, и врач-офтальмолог определил, что у Насти катаракта на обоих глазах, и есть лишь небольшое светоощущение. В Карелии нам ничем помочь не могли, и мы отправились в Москву.
Московские доктора, лишь только взглянув на Настю, сказали: «Она ослепла, потому что в кювезе был избыток кислорода». А операцию делать отсоветовали, потому как было 60% риска, что станет еще хуже. Говорили, что наука не стоит на месте, что когда-нибудь медики сумеют помочь Насте. Мы прожили с этой надеждой до школы, да и сейчас живем, но пока чуда не произошло.
В детский сад моя дочь не ходила, зато мы с Настей ездили в лагеря от Общества слепых, и я видела, как живут такие дети. Конечно, первое время слепоту дочери я воспринимала как катастрофу. Однако, мне кажется, человек способен справиться со всем, что по какой-то неведомой причине дал ему Бог.
Сейчас многие трудности подзабылись, и все же я помню, как бегала с работы кормить Настю, как она не умела кушать сама буквально до школы, и я кормила ее с ложки: при этом в школе-интернате ее очень быстро научили есть самостоятельно! Я всю жизнь работала на Кондопожском ЦБК по сменам: как ни парадоксально, сменная работа во многом помогала мне растить дочь.
Музыкальные способности у Насти проявились очень рано. Ухаживать за ней мне помогала племянница, которая всегда удивлялась: «Я ей пою, и она поет!» А еще, помню, мы были в лагере с финнами, они спели Насте какую-то финскую песенку, и она тут же повторила ее без ошибок. А еще они дали ей ходунки, и она тут же в них побежала: и от одного, и от другого финны были в восторге!
Что касается игры на музыкальных инструментах, то сначала Настя стучала по коробочкам – ведь у каждой из них свой звук. Потом были дудочки и китайские синтезаторы, на которых она играла так много, что батарейки садились за день, потому мы купили ей синтезатор, подключающийся к сети. В шесть лет Настя сыграла песню «Yesterday» группы «Битлз», мелодию которой прослушала в записи синтезатора, а в девять – сочинила попурри из «Турецкого марша» Моцарта и произведения Бетховена. Позднее, в 2007 году, Сергей Катанандов подарил Насте синтезатор Yamaha, над которым она рыдала три часа! Почему? А потому что все по-другому! Мы сидели на кухне, затаив дыхание, и ждали. И вот, наконец, она выдала первую мелодию! Мы были счастливы.
Настя играет на фортепиано, и многие удивляются: как так, ведь она не видит клавиш! По словам дочери, руки и пальцы для слепого человека – это глаза. Во многом понять порядок расположения помогают черные клавиши. К тому же и зрячие люди, владеющие игрой на пианино, знают, что пальцы обладают своеобразной памятью и будто бы сами исполняют музыкальное произведение.
Настя очень любит порядок, и ее всегда раздражает, если кто-то что-то теряет. «Я же вот не теряю!» – говорит она. Если что-то в доме потерялось, Настя найдет быстрее меня. Ее вещи разложены в строгом порядке, и за этим она четко следит. У таких детей в голове настоящий компьютер, они прекрасно ориентируются в знакомых местах. По зданию интерната Настя просто бегает!
У слепых людей все замерено шагами, многое существует на уровне интуиции, плюс у них феноменальная память, обостренные слух и обоняние. Если я иду в аптеку, то мне не надо помнить, какие нужно купить лекарства: Настя все знает и подскажет. Буквально с рождения у нее появились говорящие часы, потому она всегда в курсе, сколько сейчас времени, когда она встала. Дочь поднимается рано, где-то часов в шесть, но меня, если я пришла с вечерней смены, не будит раньше десяти.
Помню, однажды утром сказала: «Мама, я поставила чайник, помыла посуду, постирала и развесила белье, но вот только блюдце разбила!» Немножко избаловали Настю старшие братья, которые все стараются делать за нее. Вместе с тем дочь прекрасно понимает, что ей надо учиться жить самостоятельно – уметь сходить в магазин, сориентироваться в какой-то трудной ситуации.
В школу Настя пошла в девять лет; сейчас ей двадцать, и она учится в 11 классе. Почему так поздно пошла учиться? Не была готова, прежде всего, морально: когда в первый раз приехали 1 сентября, расплакалась, и мы вернулись обратно. Зато сейчас не может жить без школы, после каникул буквально рвется сюда. Полное образование в школе-интернате № 23 составляет 12 классов. В классе шесть человек – это нормально, хотя бывает гораздо больше. Учителя просто замечательные: умеют заинтересовать детей любыми предметами, проявляют большое терпение.
Что касается чисто физической помощи, то я стеснялась ее принимать до одного случая, когда в Московском метро у Насти провалилась нога между вагоном и перроном, а двери вот-вот должны были закрыться! И какой-то молодой человек буквально подлетел к дочери и закинул ее в вагон! Мне никогда не забыть ни его, ни этот момент. И с тех пор я не отказываюсь, если даже и незнакомые люди стараются чем-то помочь. Так, когда-то милиционер на вокзале, когда нам нужно было долго ждать поезда, сопровождал нас целый день, присматривал за вещами. В нашей жизни было и есть много очень отзывчивых, сочувствующих людей.
Я привожу Настю в школу в понедельник, забираю домой в субботу, и повторю, что без интерната и его прекрасных педагогов мы ни за что бы не справились с нашими трудностями. Здесь ее научили читать и писать по Брайлю, и она читает быстрее иных зрячих! Пишет, кстати, очень грамотно, без ошибок, а благодаря прекрасной памяти еще до школы знала наизусть все стихи Михалкова.
Большую роль в музыкальной судьбе Насти сыграли Нина Васильевна Муромец, педагог, руководитель группы «Меломан», вокалистка Алена Малькова и певица и педагог Галина Васильевна Кокорина. Они занимались с Настей, всегда верили в ее успехи, в ее будущее. Два года мы думали, какое направление считать главным – игру на инструменте или вокал. А когда Настя вышла на сцену с микрофоном, то поняли, что однозначно – вокал. Когда она впервые исполнила на публике песню «Горница», в зале воцарилась тишина. Я подумала, что Настя плохо выступила, но оказалось – люди замерли в изумлении, а после второй песни зал просто взорвался аплодисментами.
С 2013 года Настя победила уже не в одном конкурсе, участвовала в различных музыкальных фестивалях – мы постоянно в разъездах. Я не беру отпуск полностью – того и гляди снова куда-нибудь пригласят! Один из самых больших успехов – второе место в республиканском конкурсе вокалистов имени звезды мировой оперной сцены Нины Раутио, который проходил в Петрозаводском музыкальном колледже. Последние победы – 1-е место во Всероссийском конкурсе патриотической песни «Тебе, моя Россия» и, конечно, участие в международном фестивале «Белая трость» в Москве.
Основная цель фестиваля «Белая трость» – творческая реабилитация одаренных незрячих и слабовидящих детей. Создатель и руководитель проекта, певица Диана Гурцкая приезжала в Петрозаводск, чтобы лично отобрать одаренных детей для выступления на фестивале, и выбрала Настю. Тогда дочь спела вместе с Татьяной Булановой, и все было довольно легко и просто. Когда же нас пригласили во второй раз – чему мы очень удивились! – задача оказалась сложнее: надо было исполнить Гимн демократической молодежи мира вместе с Дианой Гурцкой, и тут уже встали вопросы, как держаться, как одеться.
Что касается будущего в плане обучения, то, к сожалению, в Петрозаводском музыкальном колледже никто не сможет расписывать Насте ноты по Брайлю, а потому она думает поступать в Курский музыкальный колледж-интернат для слепых. А еще когда-то, услыхав колокольный звон, дочь загорелась идеей стать звонарем. Оказывается, звонарей готовят в Ярославле и в Москве – обучение продолжается четыре месяца.
Звуки для Насти – это что-то особенное. Она очень любит шум дождя и стук капель по карнизу. Всегда спрашивает меня: «Ты какую погоду хочешь?» И просит своего ангела, а я говорю: «Настя, ты только не слишком нас заливай!» Любимая песня моей дочери – это «Ангелы надежды», да мы и живем надеждами. А что касается музыкальных способностей Насти, я обычно говорю так: «Одно Бог отнял, а другое дал». Думаю, иначе и не бывает.