В конце ноября в Петрозаводске должно состояться очередное заседание Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия Республики Карелия. Комиссию, напомню, возглавляет секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Как ожидается, члены комиссии подведут итоги первого года реализации Федеральной целевой программы развития Карелии, принятой правительством страны в качестве своеобразного юбилейного подарка приграничному региону. Однако совершенно очевидно, что итоги эти неутешительны: большая часть из запланированного программой на нынешний год так и осталась на бумаге.
Пожалуй, самым серьезным провалом в реализации ФЦП в 2016 году можно назвать так и не начавшееся строительство нового путепровода через железнодорожные пути в створе улицы Гоголя в Петрозаводске, более известного как Гоголевский мост. Накануне парламентских выборов республиканское руководство устроило даже церемонию закладки памятной капсулы на месте будущей стройки, на которую в карельскую столицу съехались экс-спикер Госдумы России Сергей Нарышкин и федеральный министр транспорта Максим Соколов. Правда, в качестве памятной капсулы организаторы торжеств почему-то замуровали в бетон самый обычный термос, но это оказалось в итоге весьма символичным: год подходит к концу, а республиканские власти до сих пор не могут провести конкурс на строительство. То есть и капсула заложена, и видеокамеру поставили, чтобы любой желающий мог наблюдать за карельской «стройкой века», а кто, собственно, станет строить Гоголевский мост, так и не ясно.
Все это напоминает историю с газификацией Олонца, старт которой дал лично премьер-министр страны Дмитрий Медведев. В конце сентября прошлого года глава Карелии Александр Худилайнен, докладывая премьеру о ходе газификации, пообещал, что первая газовая котельная будет запущена в Олонце «на этой неделе, а в октябре запустятся еще шесть котельных». Однако первая котельная в Олонце заработала на природном газе только под Новый год, а уже к февралю местные жители получили такие огромные счета за отопление, что стали требовать от республиканских властей вернуть им прежние кочегарки.
В общем, в Карелии так и не приступили ни к возведению Гоголевского моста, которое предполагалось осуществить в 2016 году на средства федерального бюджета, ни к громким инвестиционным проектам, которые планировалось реализовать за счет внебюджетных источников. В частности, если открыть ФЦП развития Карелии до 2020 года, утвержденную премьер-министром страны Дмитрием Медведевым, можно увидеть, что в уходящем году в республике должны были начать восстановление Сунской птицефабрики и модернизацию Кондопожского комбината хлебопродуктов, строительство нефтеперерабатывающего завода в Беломорске и морского порта в Кеми. В числе мероприятий программы на этот год указаны также строительство международного автомобильного пункта пропуска «Сювяоро» на российско-финляндской границе с таможенно-логистическим терминалом в Лахденпохском районе и завода по производству товарной беленой химико-термомеханической массы в Петрозаводске.
Стоимость этих проектов оценивается в миллиарды рублей. Но ни обещанных частных инвестиций, ни запланированных бюджетных ассигнований в полном объеме Карелия так и не получила. Похоже, «мыльный пузырь» Федеральной целевой программы развития республики до 2020 года начал сдуваться…