Криминал Наркоманы в белых халатах

Дмитрий ГОРДИЕНКО
№31 (268) 02.08.2001

Профессия врача не без преувеличения считается одной из самых гуманных. Мужество и самоотверженность людей в белых халатах особенно проявляются сейчас, когда медики работают в тяжелых условиях, без необходимых лекарств и оборудования, но умудряются спасать человеческие жизни. О заработной плате врачей и медперсонала говорить, а точнее, называть ее так, вообще некорректно. Тем не менее большинство из тех, кто в свое время дал клятву Гиппократа, честно и самоотверженно выполняют свой профессиональный долг, но в семье, как говорится...

путем Дуремара...

Персонаж сказки "Буратино", прохиндей по имени Дуремар, снискал себе "славу" тем, что наживался, продавая в качестве средства от всех болезней пиявок. Современные последователи Дуремара переросли своего "духовного отца": кто-то занялся продажей различных "чудодейственных" импортных пищевых добавок, а те, кто понаглее, быстро и, что характерно, без особых потерь освоили рынок наркоторговли.

— Первый медик-наркоман попал в поле зрения наших сотрудников году в 1996-м, буквально сразу после организации нашего отдела, — рассказывает начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) Управления внутренних дел Петрозаводска Владимир Любарский. — Это был студент-старшекурсник медицинского факультета Петрозаводского Госуниверситета. Тогда по фактам продажи и хранения им наркотических средств было возбуждено уголовное дело.

Как говорится, лиха беда начало. После первого выявленного в медицинской среде наркомана оперативная информация о его коллегах, занимающихся преступным бизнесом или "балующихся" сильнодействующими препаратами, стала поступать в ОБНОН регулярно. Врачи прекрасно знают о том, как действует тот или иной медицинский препарат или композиция из нескольких, не особенно сильных по отдельности препаратов. Тем более что уличить профессионального медика в самом факте приема наркотических препаратов куда сложнее, чем простого смертного.

— Любой медработник на вопрос о том, зачем он применял тот или иной препарат, сразу же профессионально обоснует необходимость своего шага. А дурманящий эффект спишет на побочное действие или на не совсем верно рассчитанную дозировку, — констатирует начальник ОБНОНа.

Именно поэтому уголовные дела, возбуждаемые сотрудниками правоохранительных органов в отношении медработников, уличенных в употреблении или сбыте сильнодействующих медицинских препаратов, редко доходят до суда. А по тем уголовным делам, что все-таки рассматриваются, выносятся смехотворные приговоры. Наиболее "суровым" из них стали три года лишения свободы условно (!) с временным (!) отстранением от медицинской практики. Так была наказана медсестра, задержанная два года назад с поличным при сбытe сильнодействующих препаратов — промедола и реланиума.

В Багдаде все спокойно?

По рассказам оперативников складывается впечатление, что в столице республики действует некий врачебный клан, благополучно покрывающий действия своих провинившихся коллег. В этом году обноновцы выявили очередной факт продажи в одной из аптек Петрозаводска сильнодействующего препарата по подложному рецепту. Лекарство, отпуск которого строго ограничен, было продано наркоману со стажем. Проверка выявила и того, кто выписал злополучный рецепт, — сотрудницу медсанчасти АО "Петрозаводскмаш".

— Как сказала сама сотрудница медсанчасти, рецепт она выписала по просьбе знакомой, родственник которой якобы нуждается в этом лекарстве. Однако, как и следовало ожидать, никакого страждущего родственника на самом деле не оказалось, — рассказывает В.Любарский.

Равно как и не последовало и адекватного наказания провинившейся: по существующему законодательству привлечь к уголовной ответственности можно за подделку рецепта. Если же его выписывает врач, то даже в том случае, когда этот рецепт предназначен для наркомана, наказать эскулапа за участие в наркоторговле нельзя, хотя его роль в этом очевидна.

А как же врачебная этика? По-видимому, этот вопрос до сих пор волнует лишь сотрудников милиции. Во всяком случае ни на одно из четырех представлений, отправленных за последние несколько лет на имя министра здравоохранения республики от имени УВД столицы республики, со стороны минздрава не последовало видимой реакции.

— За рубежом наши коллеги-полицейские также сталкиваются с проблемой наркомании и наркоторговли в медицинской среде. Но там честь лечебного заведения, как правило, оберегается куда выше, чем пресловутая честь мундира. Конечно, руководство какой-нибудь частной клиники будет противиться огласке нелицеприятных фактов о наркоторговле в стенах клиники или о работающем там враче-наркомане, но если вина какого-то конкретного медработника очевидна, проштрафившегося эскулапа увольняют без всяких церемоний, — констатирует начальник ОБНОН.

Иное дело у нас: по данным обноновцев, среди практикующих сегодня в столице республики врачей есть состоящие на оперативном учете как наркоманы, в том числе ранее судимые за сбыт героина.

— Согласится ли кто-нибудь из вас попасть на прием или на процедуру, а то и операцию к такому врачу? Сомневаюсь... А вот чиновникам нашего минздрава, похоже, совершенно нет дела до того, кто работает в лечебных заведениях, — говорит В.Любарский.

Alma Mater

Почти все петрозаводские врачи-наркоманы пристрастились к наркотикам еще до начала лечебной практики, во время учебы.

— За пять лет работы нашими сотрудниками взяты на оперативный учет как наркоманы десять студентов медицинского факультета ПетрГУ, несколько учащихся Петрозаводского медицинского училища, — говорит Владимир Любарский.

Как ни странно, в списках наркоманов не фигурируют будущие представители богемы — студенты консерватории, зато есть четыре будущих юриста.

— Уже есть и такой прецедент: человек, отбывший наказание в виде трех лет лишения свободы за торговлю марихуаной, вышел на свободу, восстановился на юридический факультет университета, где учился в момент задержания, и успешно продолжает учебу, — рассказывает начальник ОБНОН. — Но если наркомана-адвоката или наркомана-агронома я как обычный человек еще могу понять и принять, то наркомана-врача считаю преступником вдвойне: ведь он по сути напрямую распоряжается чьими-то здоровьем и жизнью. К тому же может успешно и абсолютно безнаказанно втягивать в наркоторговлю других людей.

По словам В.Любарского, два года назад в Петрозаводске сотрудниками отдела по борьбе с экономической преступностью (ОБЭП) была обезврежена целая группа сотрудников одного из отделений Республиканской больницы, занимавшаяся хищением наркосодержащих препаратов. Руководил группой... главврач отделения, заставлявший подчиненных доставать наркосодержащие лекарства, которые принимал сам.

— В суд в качестве доказательства преступных действий главврача было представлено более пятисот задокументированных эпизодов вымогательства им наркосодержащих препаратов. Однако дело прекращено по амнистии, — говорит начальник ОБНОН.

Впрочем, администрация университета, в стенах которого также обитают наркоманы, обеспокоена репутацией своего заведения куда больше, чем Минздрав республики. Во всяком случае на состоявшейся недавно встрече начальника Петрозаводского ОБНОНа с ректором ПетрГУ Виктором Васильевым, организованной фондом "Петрозаводск против наркотиков", достигнута договоренность, согласно которой администрация вуза будет решать вопрос о возможном отчислении наркоманов из числа студентов.

Минздрав же по-прежнему хранит молчание.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы УВД Петрозаводска