
Кто-то сказал, что власть и бизнес в нынешней России — это сиамские близнецы: головы разные, а пищеварительная система общая. Как только предприниматель наращивает "критическую массу", он подумывает, как бы заполучить стул в каком-нибудь представительном собрании. Отчасти потому, что предприниматель как активная натура ищет все больший простор для применения сил. А отчасти потому, что понимает: у тех, кто вхож во властные структуры, бизнес идет куда успешнее. Депутатство — это как минимум способ самозащиты от чиновников-взяточников и как максимум — "обрастание связями" и обогащение за счет государственных ресурсов.
Петрозаводский городской совет еще никогда не включал в себя столько депутатов-бизнесменов, как сегодня. Причем бизнесменов молодых, прагматичных, прытких и даже циничных. Да и выборы в этот совет никогда не были столь грязными, как последние. Один из известных петрозаводчан сказал тогда: "Если будущие выборы в Законодательное собрание будут такими же, как в Петросовет, мы получим не парламент, а воровской сходняк".
Как-то в коридорах петрозаводской мэрии один городской депутат растолковывал своему коллеге: "Бабки", вложенные в предвыборную кампанию, должны отбиваться за полгода, а затем идет чистая прибыль". "Бабки" на языке народного избранника, делегированного в качестве лучшего из лучших в городское собрание, означает, конечно же, "деньги", а не "сердобольные пожилые избирательницы", которых наш герой услужливо поил чаем с булочками и ватрушками накануне выборов. А, впрочем, как знать. Может, он говорил как раз про "отбивную из бабок", ведь через полгода, если верить его словам, "булочки и ватрушки" должны вернуться к нему обратно, а дальше бабушки (или другие горожане — какая разница?) должны выплачивать ему "чистую прибыль".
На тему "отбивания" в Петрозаводском совете "бабок" мы решили порасспрашивать того, кто находится в гуще событий — одного из 60 городских депутатов. Фамилию свою он просил не называть, добавив, впрочем, что не сообщает ничего такого, о чем не знал бы весь деловой город. Начали мы с события, взволновавшего тех, кто трудится на петрозаводских мини-рынках.
— На прошлой неделе бастовал торговый люд мини-рынка "Ленинградский". Причина — в соответствии с неким планом реконструкции торговцев вынуждают приобретать ларьки стоимостью 60-70 тысяч рублей и работать только в них. Такие ларьки производит фирма "Металлические конструкции", находящаяся в ведении двух депутатов Петросовета...
— Действительно, они получают отличный рынок сбыта своих маловостребованных ларьков.
— Могло ли постановление о переводе "лоточной" торговли на "ларьковую" быть следствием договоренности депутатов с петрозаводской администрацией? Известно, что, когда мэр попал в неприятную ситуацию с "Мерседесами", ему был важен каждый голос в его поддержку. Тогда-то и наступил звездный час бизнес-депутатов, желающих высказать мэру свой интерес.
— Тогда был звездный час депутата Малеванного, который был организатором сделки с несуществующей ныне фирмой "Экстро-Нева". Но поскольку Малеванный нигде не ставил свою подпись, то и ответственность за 17 миллионов бюджетных рублей с мэром не делил. Про других замечу, что, если они и договаривались с петрозаводской администрацией, необязательно, что предметом договора было голосование по "Мерседесам". Могли быть и другие моменты. А обсуждение реконструкции мини-рынков идет давно. Только мне непонятно — если власти говорят о цивилизованной торговле, при чем тут киоски? Перспектив у рынка, представляющего собой аркаду из киосков, нет. Есть правила сертификации торговли, и они не предполагают, что на наших рынках будут стоять холодные металлические спаренные ларьки, которые не приспособлены для того, чтобы продавцы в них могли находиться целый день, особенно зимой. Нужно строить большие крытые утепленные павильоны по типу петрозаводского Центрального рынка.
— Вернемся к автобусам. За изменение в прошлогодний бюджет, давшее возможность узаконить сделку с автобусами "Мерседес", голосовала вся ваша фракция. С председателем ее, надо полагать, был особый торг?
— Что касается Собинского (председатель фракции "Отечество" в Петросовете — ред.), тут двумя словами не обойтись. Собинский — это классика жанра "Бизнес и политика", тема для отдельного долгого разговора.
— Давай поговорим о молодых бизнесменах, рассматривающих депутатский статус как удачное вложение капитала. Какие есть еще примеры?
— Виталий Красулин, соучредитель фирмы "Автолайн", авторынка у таксопарка, сауны "Прионежская", городских платных туалетов...
— Он бабушек-избирательниц чаем поил?
— Очень щедро. Поговаривают также, что он потратился и на кое-кого из конкурентов, убедив того — с помощью денег, естественно, не выставлять на выборах свою кандидатуру. Микроавтобусы фирмы "Автолайн", которой, как я уже сказал, ведает Красулин, обслуживают самые "хлебные" в городе маршруты. Знаете, сколько стоит квадратный метр асфальта? При помощи властей Красулину подъездная дорога к авторынку обошлась практически даром...
— Значит, городская администрация особо покровительствует господину Красулину? А что взамен?
— Предполагают, Красулин будет одним из основных спонсоров предвыборной кампании нынешнего мэра.
— Кому еще помогло членство в городском совете?
— Уверен, что Александру Назаркову, директору ООО "Триал". Фирма "Триал", которая занимается техобслуживанием жилых домов, получила выгодный контракт на обслуживание части жилого фонда на Древлянке.
— Как насчет депутатов-бизнесменов Зюзина, Шилика, Фицева, Поценковского?
— Пекарня Андрея Поценковского выиграла конкурс на размещение муниципального заказа по снабжению хлебом городских школ. Хотя не исключено, что конкурс был выигран честно: Поценковский не всегда голосует в пользу мэра, по сделке с "Мерседесами" он также голосовал против. Шилик и Фицев, скорее всего, ничего не имеют, так как состоят в оппозиции к городской администрации. Хотя на предвыборную кампанию потратились изрядно.
— Предприниматель Афанасьев?
— Николай Михайлович активизировал поставки продуктов питания в городские детские учреждения.
— А без депутатства он не мог их активизировать?
— Сложный вопрос.
— Интересно, что от мандата депутата Петросовета имеет Леонид Белуга?
— Вот уж не знаю. Он и без этого мандата чувствует себя неплохо.
— По закону предельный избирательный фонд кандидата в горсовет — 30 тысяч рублей. Этой суммы достаточно, чтобы победить на выборах?
— Если человек уважаемый, извест-ный в своем округе, он победит и за меньшую сумму. В нынешнем Петросовете немало директоров школ — их выборы, думаю, обошлись очень дешево.
— Сколько же пришлось заплатить депутатам-бизнесменам, чтобы стать "уважаемыми и известными в своем округе"?
— Насколько я знаю, каждый из них потратил на свою избирательную кампанию около 10 тысяч долларов. Хотя в этом они, разумеется, никогда не признаются.