
Кого к нам только не пожаловало!.. И руководители российской и московской ассоциаций, и медалисты международных конкурсов, и авторы кулинарных книг, и десять кулинарных президентов из самых разных закутков страны, и генеральные директора комбинатов питания "Кремлевский" и "Космос" — в общем, большой кулинарно-кондитерский бомонд России высадился в прошлый четверг в петрозаводской гавани.
Вся эта великолепная тусовка совершает полуразвлекательную, полупросветительскую водную прогулку, или, строже говоря, "Семинар-круиз по вопросам общественного питания". На теплоходе с глубокосимволичным названием "Радищев" эти истинные художники общепита путешествуют по городам и весям страны, неся в глухую провинцию новые знания о современных направлениях кулинарного искусства. Местные же коллеги показывают знатным гостям свои достижения в вышеозначенной области, устраивая выставки своего мастерства. Усилиями петрозаводского управления потребительского рынка в прошлый четверг подобная встреча состоялась и в нашем туркомплексе "Карелия".
Не знаю, как кулинары, но я лично из прослушанной лекции узнал много нового и интересного о развитии мировой кулинарии. Итак, нынче в моде маленькие порции. Дабы была возможность напробоваться всякого и разного. Причем, дабы у рафаэлей поварского дела был простор для творчества, размещаться порции должны на больших 32-сантиметровых тарелках. Колоссальное внимание уделяется тому, как обрамлено основное кушанье. Используемые для этого фрукты-овощи и травки-муравки должны выглядеть ни больше ни меньше ювелирными шедеврами эпохи Фаберже. Если же укроп скроет под собой прелести основного блюда — мировое сообщество нам этого не простит.
Кроме того, прошло время десертов в вазочках и плошечках. Их тоже пора выкладывать на большие тарелки и окружать всякими узорами и завитушками. И, главная штука, никаких несъедобных конструкций. Все, что лежит на блюде, может быть съедено.

И еще, даже выставочное яство должно быть разделено на кусочки. Не поделенные на порции рыба или поросенок — это, друзья мои, нонсенс. Потом для красоты их, конечно, можно сложить вместе, но все же лучше выставлять "в растяжку". Что касается так популярных на наших фуршетах маленьких бутербродиков-канапе на пластмассовых шпажках, то это, оказывается, и вовсе позавчерашний день. Европа давно переложила подобные вещи в специальные ложечки или наколола на небольшие вилочки. Со шпажки бутерброд сваливается, а на изогнутой такой небольшой вилке держится крепко. В ложку ж и вовсе можно наплескать какого-нибудь хитрого соуса, что добавит вкуса и колорита.
К выставленным петрозаводскими производителями тортам и пирожным московские зубры подошли с изрядной долей строгости и снисходительности одновременно. Изыски оформления оценивали как излишества, розочки — как наследия глубокой старины, недостаточную ровность линий — как недостаток мастерства. Мол, кондитерское искусство стремится нынче к изяществу и кажущейся простоте. Пирожные поругали за величину, так как лучше съесть несколько разных, чем забить себя одним под завязку. А выделили две работы от "Колоса", но и их пожурили за подложенные снизу салфеточки. Ибо подача блюда не менее важна, чем само блюдо. А в фаворе сейчас серебро, нержавейка, стекло, но уж никак ни салфетка. Вот ведь.
По словам модных наших гостей, кулинары должны стремиться к тому, чтобы при упоминании их города можно было сказать: "Как же! Там есть один фантастический ресторан, в котором готовят совершенно необыкновенное блюдо". Название города должно ассоциироваться не только с памятниками архитектуры или природой. Знатоки знают, что Венеция знаменита не одними своими гондолами, но, оказывается, еще и неким заведением, где совершенно сказочно подают шампанское. Там тебе и столик с подсветкой, и хрустальная ваза, и черная роза, всплывающая в светящейся пене...
Оно, конечно, народ наш всю эту колбасню может и не понять. Потому, скажем, торт без розочки для нас и не торт вовсе, пирожных мы и больших можем пару-тройку сломтить, а что там под низом — салфетка или фанерка — нам особо без разницы. Но, как уточняют специалисты, на то она и выставка, чтоб представлять на ней выставочный, а не поточный вариант. А, кроме того, по мнению загордившихся кулинаров и кондитеров мира, вкусы теперь диктуются не желудком, а ими.