
Президент России Владимир Путин решил пройтись по мужским монастырям и православным церквам. На прошлой неделе побывал на Валааме, посетил Кижи и Соловки. Везде он желанный гость, ради которого нарушаются даже церковные уставы. На Валааме специально для президента сделали исключение и открыли скит Всех Святых, который свои двери распахивает раз в году — в День Всех Святых. Обывателю мало интересно — будет ли президент обсуждать с руководителем республики С.Катанандовым реформу образования или нет. Ему любопытно узнать, как путешествует глава государства. Скажем, не спеша поплыл по святым местам (не помчался) — хорошо поступает. Истинная вера бежит суеты. И уже потому всякая деталь поездки Путина кажется и правильной, и мудрой.

Все ищут символику паломничества. Преображение Господне. Преображение России. И путешествующий странник Путин — пусть и окруженный суетливой свитой — как на нить нанизывает новое представление о себе, православном мирянине. Путина в 2000 году избрали президентом не потому, что он чей-то ставленник или поборник какой-то идеологии, нет. Его призвали, веря в то, что он начнет возрождение Великой России. Пока нет причин для разочарования. Как говорит мой отец, оценивая главу страны: старается человек. Ну и Бог ему в помощь.
Это, как говорится, высокая материя чувств. А вслед Путину ползет все же шлейф досужих пересудов. На Валааме туристов, прибывших на экскурсию, четыре часа не пускали на остров. Президент по святым местам прогуливался, а народ за свои кровные в каютах долгие часы томился. Ну прямо Ким Чен Ир какой-то: там, где Путин, жизнь должна остановиться. А по трассе на Шуйскую Чупу пострадала придорожная торговля. Строгие милиционеры разогнали всех продавцов картошки, арбузов, грибов. В результате Путин, не ведая об этом, подорвал малый бизнес Карелии.
Подновить в Петрозаводске к приезду высокого гостя толком ничего не успели, а жаль. Чиновники, зная о водном пути гостя, могли не беспокоиться о чистке фарватера для корабля, а те малые отрезки пробега президентского эскорта по столице Карелии больших затрат не потребовали. Самую дикую распорядительность проявили в министерстве внутренних дел Карелии. Во-первых, в одночасье заработали давно погасшие светофоры (спасибо Путину), но зачем-то на каждом перекрестке, где заработал светофор, поставили еще и по нарядно одетому милиционеру-регулировщику. Впрочем, возможно дело тут и не в Путине вовсе, а просто комплексная российская проверка так возбудила старательность проверяемого министра Игоря Юнаша. Хочется выглядеть на уровне.
По причине того, что частная поездка президента не предполагала серьезных разговоров, то тема была придумана. Всех взволновало, как использовать президентскую резиденцию в Шуйской Чупе. Мол, то ли она будет бесхозно стоять от визита к визиту гаранта российской Конституции, то ли передадут ее в управление республики, и тут закипит международная совещательная жизнь. Но будем честны, такая передача собственности скорее способна поднять престиж исполнительной власти республики, у которой появится заимка федерального уровня, чем стать причиной для перемещения дипломатической активности в Карелию.
Если уж говорить о корысти, то визит Путина будет крайне выгодным для республики в рекламном плане. Все россияне и привередливые иностранные туристы должны укрепиться во мнении, что где и отдыхать, то только в Карелии. Путин ведь не дурак, знает, куда ехать. В этом смысле он умный преемник Ельцина. Карелия — туристическая. Это звучит по-путински. Президент стал поводом и для политико-показательных материалов о Катанандове в СМИ. Вот, простой еще чиновник президентской администрации вручает начинающему путь в большой политике Катанандову часы. Они вместе. Потом и.о.президента с деловым визитом вновь навестил Карелию. Они рядом. Потом президент отмечает нашего губернатора членством в Госсовете и орденом Почета. Это логично, так как они всегда рядом друг с другом. Катанандов, в преддверии своих выборов, умно прокатился на спине Путина. Теперь всем понятно, кого поддержит Владимир Владимирович.
Путин, конечно же, вынужден думать о тех, с кем ему работать и кто пойдет с ним на следующие президентские выборы. А потому хотя Сергей Леонидович и уверял жителей Карелии, что о выборах при встрече с президентом он не произнесет ни слова, но сама эта тема витает в воздухе политиков и неизбежно проливается. При этом и говорить-то специально ничего не требуется. Надо лишь продемонстрировать себя. Катанандову это удалось. Путин доволен своим отпуском.