
Правительство Республики Карелия передало в Законодательное собрание проект бюджета на 2002 год. Министры с какой-то странной торопливостью одобрили этот документ, хотя, по их собственному признанию, "работа над ним будет продолжена". Зачем же понадобилось передавать депутатам "недоработанный" бюджет? Тем более что полемика на заседании правительства, как отмечается в официальном сообщении, была бурная, поскольку средств, которые предполагается направить районам и городам республики, явно недостаточно.
"Богатое" наследство
Между тем минфин, с одной стороны, предупреждает, что год ожидается весьма трудный, а с другой — подчеркивает, что при формировании бюджета ко всем городам и районам "применяются единые нормативы, исключающие субъективный подход". Если перевести эту витиеватую чиновничью фразу на человеческий язык, получится примерно следующее: правительство и впредь, как и в прошлые годы, не намерено вникать в конкретные проблемы того или иного города или района. Или еще проще: вот тебе деньги чуть-чуть на зарплату бюджетникам и мазут, а со всем остальным выкручивайся сам, как можешь. Порочность такого подхода особенно очевидна на примере столицы республики. Финансовая ситуация в Петрозаводске гораздо сложнее, чем в ряде других районов Карелии, где в предыдущие годы не наращивала столь безответственно долги, памятуя, что рано или поздно их придется отдавать. А вот Сергей Катанандов оставил своим преемникам "богатое" наследство.
Во-первых, при нем город еще в 1995-96 годах практически прекратил переводить обязательные платежи в Пенсионный фонд. Это дало возможность тогдашнему мэру вволю позаниматься популизмом, и благодарные горожане пополнили его электорат. А нынешней администрации он оставил 40 млн руб. долга, который она сейчас пытается гасить своими силами. Республиканский минфин финансирует бюджетную сферу "в размере текущей потребности", то есть без учета долгов прошлых лет. Иными словами, дает деньги только на текущие платежи, да и то не полностью. Та же самая ситуация с задолженностью перед учителями по методической литературе. Начиная с 1996 года платежи за нее были практически прекращены, и долгов набежало на 8 млн руб. Правда, по ним нынешняя городская администрация уже почти расплатилась, хотя одновременно наросла новая задолженность по текущим платежам — карман-то один.
Любимый город может спать спокойно?
Шедевром кредитной политики команды Катанандова можно по праву назвать получение кредита Всемирного Банка на сумму 40 млн долларов. Его сумма превышает объем годового бюджета города. Нынешней администрации Петрозаводска удалось сократить кредит до 20 млн долларов, то есть сделать почти невозможное, поскольку взаимоотношения с ВБ регламентированы жесткими инструкциями, и каждое движение, не вписывающееся в рамки их положений, чревато очень серьезными финансовыми последствиями: увеличением штрафных санкций, списанием сумм задолженности в инкассовом порядке и т.д. А совсем отказаться от кредита уже нельзя, иначе под инкассовое списание попадет не только Петрозаводск, но и вся Карелия. Причем суммы, на которые будет предъявлено требование о возврате средств, колоссальные — 200-300 млн рублей. И по условиям договора они должны быть выплачены в течение 2-3 дней, иначе ВБ может просто заблокировать на 2-3 месяца счет Карелии, полностью парализовав бюджетную сферу. Так что Петрозаводск сейчас по сути дела спасает всю республику от банкротства.
И, наконец, последний подарок Катанандова любимому городу — долг "Карелэнерго" на сумму примерно в 280 млн. В результате сложных переговоров "наследникам" Сергея Леонидовича удалось получить рассрочку погашения этой задолженности на 10 лет. (Это единственный прецедент во всей России: по приказу Чубайса максимальный срок реструктуризации, который дает своим должникам РАО "ЕЭС России", — три года.) Но график погашения очень жесткий, и любая недоплата, в том числе по текущим платежам, рассматривается как повод для расторжения договора. Трудно предположить, что руководству РК и республиканского минфина все это не известно. Тем не менее оно полностью свалило обслуживание этих долгов на плечи местного самоуправления.
С точностью до рубля
Между тем бюджеты городов и районов Карелии из года в год формируются на основе финансовых нормативов, рассчитанных на базе расходов 1998 года. Без учета инфляции. И даже по этим нормативам минфин РК предусматривает финансирование лишь на 70 процентов. Да и эти, положенные по закону, дотации органам местного самоуправления зачастую приходится выбивать из республиканского минфина с боем. По закону реальные потребности города должны обсуждаться в согласительной комиссии представителями Петросовета, Законодательного собрания и минфина. Но минфин очень не хочет идти на такой диалог, поскольку заранее ясно, что он проиграет. На сегодняшний день не составляет большого труда обосновать потребность любой территории в тех средствах, на которые она претендует. И сделать это можно с реальными цифрами: контингентами учащихся, количеством преподавателей, физиологическими нормами питания в дошкольных учреждениях, школах и больницах, потребностями в медикаментах, бензине. Все это просчитывается с точностью до рубля. И если представители органов местного самоуправления начнут все это обсуждать с минфином, у последнего просто не останется контраргументов.
Поэтому правительство республики, очевидно, пытается этого просто не допустить, поспешно проталкивая еще "сырой" бюджет в ЗС и параллельно через своих людей в Петросовете провоцируя местный "парламентский кризис". Ведь если, сталкивая лбами депутатский корпус и администрацию города, фракциям "Отечество" и "Единство" удастся вынудить главу местного самоуправления распустить городской совет, представлять Петрозаводск в согласительной комиссии будет некому. Представителей других территорий руководство Карелии, по-видимому, не боится. Для него сейчас главное — отстоять "суверенное" право аккумулировать деньги "вассалов" в своих руках и распоряжаться ими по своему усмотрению, манипулируя органами местного самоуправления с помощью волшебного "крана", позволяющего в случае неповиновения просто перекрывать финансовые потоки.