Общество Обыкновенная история

Александр ФУКС
№40 (277) 03.10.2001

Сразу хочу оговориться: в этой истории нет ничего из ряда вон выходящего. Совершенно заурядный для наших просторов случай. Ничего криминального. Все действовали в соответствии с правилами и инструкциями. Больше того, "Карелингосстрах", о котором и пойдет здесь речь, выплатил пострадавшему все причитающиеся ему деньги. Причем в довольно сжатые сроки. Так что вроде бы и писать тут не о чем. И все же что-то мешает не обратить на этот случай внимания. Хотя бы для того, чтобы лишний раз споткнуться о неуклюжесть нашего неловкого карабканья в сторону цивилизации.

В начале июля доктор А. ехал на своем автомобиле по Петрозаводску. Вернее, даже не ехал, а стоял перед пешеходным переходом, пропуская безлошадных граждан. Вдруг сзади в машину доктора ни с того ни с сего тюкнулся микроавтобус. То ли водитель "маршрутки" засмотрелся, то ли задумался, но как бы то ни было, а на глазах десятков свидетелей "газель" врезалась в неподвижный автомобиль. Ситуация бесспорная. Водитель сокрушается и полностью признает свою вину.

Микроавтобус оказался застрахован в "Карелингосстрахе". Цивилизованно и солидно. И виновнику "торжества" никаких убытков, и пострадавшему гарантированная компенсация. Экспертная комиссия определила сумму ущерба в 11,5 тысячи рублей. В "Карелингосстрахе" человек, называемый аварийным комиссаром, попросил нашего незадачливого врача заполнить необходимую бумагу. Единственным вопросом было, просить ли деньги наличными или лучше перевести их на счет. Но комиссар заверил эскулапа, что нет никакой разницы — наличные, так наличные.

Затем было ожидание решения административной комиссии. Потом беготня с бумагами. В перерывах между дежурствами доктор бегал в автобусный парк, в ГИБДД, в мэрию... Как нарочно, через месяц ему предстояла длительная командировка и, естественно, хотелось завершить всю эту машинную возню как можно скорее, а ждать, пока все запросы и ответы дойдут официальным путем, было слишком долго. В конце концов все было собрано. Комиссар в очередной раз предложил запыхавшемуся анестезиологу подойти через три дня. А когда тот, окрыленный и расслабленный, явился, как он полагал, за деньгами, оказалось, что... более 5 тысяч рублей "Карелингосстрах" наличными не выдает.

В принципе ничего страшного. Человек потерял еще немного времени и еще слегка понервничал. Но неужели нельзя было этого избежать, сразу объяснив карелингосстраховскую систему выплат. Или аварийный комиссар не знал правил, существующих в организации, где он работает? Согласитесь, это очень странно характеризует и его, и фирму, которую не волнует недостаточная компетентность ее работников. Впрочем, может, он все знал, но просто не счел нужным поделиться своими знаниями с обратившимся к нему человеком? Сам комиссар объяснил, что, во-первых, мечущийся доктор — не их клиент, а потому и отношение к нему не столь бережное. А во-вторых, он — комиссар — не вправе запрещать кому бы то ни было требовать ту форму выплат, которую тот желает. И, наконец, он выразил искреннее недоумение по поводу прихода журналиста: причина-то пустяковая. Действительно, он ничего не нарушил, ничего не украл и никого не убил. Не нагрубил даже никому. Просто пренебрег временем и нервами своего потенциального клиента, настроив его против своей фирмы. Обычный советский подход.

Впрочем, не одна лишь комиссарова недомолвка заставила меня задуматься над этой историей... Доктор ведь переписал заявление, открыл счет в сбербанке, но денег в ближайшие дни все равно не дождался. Командировка неотвратимо надвигалась. В который уже раз он отправился в страховую компанию. Аварийного комиссара уже не было. На сей раз беседовать ему довелось с юрисконсультом — человеком обаятельным и, самое главное, искренним. Он объяснил шебутному просителю, что, поскольку тот не является их клиентом, дело его будет рассматриваться в последнюю очередь. Сочтут нужным — заплатят по поручению клиента, не сочтут — будут ждать решения суда. За свою репутацию они не боятся. Потому что от физических лиц особого проку их страховой компании нет. Они заключают договоры с фирмами и корпорациями — это и приносит им основной доход. Так что если оный доктор никогда не придет к ним страховаться, то особого урона он им этим не нанесет.

Удивительный получился разговор. Выходит, что хваленые рыночные отношения в этой системе не работают? Страховщики не дорожат нами. Если нас не будет, им станет только спокойнее. А значит, им ни к чему заинтересовывать нас сервисом, обходительностью и расторопностью. Есть корпорации, которые дадут "Карелингосстраху" достаточный кусок хлеба.

Уже в беседе со мной юрисконсульт пояснил, что доктор не совсем правильно его понял. Своими клиентами "Карелингосстрах" дорожит, и будь этот врач их клиентом, с ним бы обращались куда нежнее. А то, что, расплачиваясь с ним, страховая компания в конечном итоге выполняла свои обязательства именно перед своим клиентом, в расчет почему-то не принималось. Ведь, насколько я понимаю, владелец микроавтобуса для того и платил страховые взносы, чтобы в подобных ситуациях страховая фирма четко и быстро решала вопросы с пострадавшей стороной. Вроде бы все законно. Больше того, после всех откровений представитель "Карелингосстраха" неожиданно смягчился и пообещал рассмотреть бумаги многострадального доктора побыстрее. И слово сдержал. И деньги в полном объеме были выплачены в четырехнедельный срок. И все же что-то меня здесь смущает. От всего этого веет чем-то дремучим и совдеповским. Когда продавец не дорожил покупателем, а покупатель полностью зависел от настроения продавца.