Политика По кому проедут партийные салазки?

Анатолий ЦЫГАНКОВ
№45 (282) 07.11.2001

Партия "Единство" сливается в Карелии с движением "Отечество". Этот факт обещает не только организационное усиление новой политической партии, но и напряженную борьбу в ее региональном отделении за руководящие посты.

Беспартийный губернатор

Безусловно, в Карелии члены и "Отечества", и "Единства" рады объединению организаций-близнецов. Мало различимые по набору идеологических принципов партии совершенно совпадали и по источникам кадрового пополнения. "Отечество" только потому отошло на некоторое время в республике на второй план, что оно проиграло на федеральном уровне. "Единство", объявив себя "президентской партией", на время оттерло "отечественников" от верховной политической власти. Потом стало ясно, что раскол элиты вреден, тем более что все одинаково хотели быть "путинцами", и началось формирование единой пропрезидентской партии. Проект вполне удался, и сегодня мы являемся свидетелями того, как на месте гибнущих формирований проклевывается новое "политическое тело", и соперничества между отжившими никак не избежать. Разумеется, конкурировать будут не идейные группы, а только амбиции лидеров умерщвленных организаций.

По идее новую "партию власти" целесообразнее всего было бы возглавить главе правительства Карелии Сергею Катанандову. Он одинаково влияет и на "Отечество", и на "Единство", для обеих организаций Катанандов — лидер. И, скорее всего, Сергей Леонидович решился бы возглавить отделение объединенной партии центристов в Карелии, если бы не приближающиеся губернаторские выборы. В ситуации партийной конкуренции за места в парламенте, за посты мэров небезопасно, понимает Катанандов, выступать членом пусть и сильной, но одной партии. Это означало бы, что все прочие политические силы автоматически становятся твоими оппонентами.

Катанандов мог бы пренебречь подобной угрозой, будь он уверен в своей победе. Но осторожничая, Сергей Леонидович на федеральном уровне демонстрирует свое участие в работе по созданию "президентской партии", а в республике предпочитает выглядеть беспартийным. Эта своего рода игра, правила которой знают все. Но Катанандову нельзя слишком заигрываться. Если он чересчур уж будет изображать из себя кандидата в губернаторы, опирающегося на все население Карелии, то может так случиться, что вдруг потеряет свое "политическое" лицо и в результате упустит шанс быть лидером "президентской партии". Допустить такое накануне выборов опасно.

Боливар двоих не выдержит

Для Катанандова принципиально важно — кто в республике возглавит процесс объединения двух пока еще самостоятельных политических организаций. Выбор будет делаться между Валерием Тольским ("Единство") и Владимиром Собинским ("Отечество"). Не секрет, что лично Катанандову ближе второй. И не только потому, что он возглавляет "Отечество", учредителем которого в свое время выступил Сергей Леонидович, просто Собинскому он доверяет, а Тольскому — нет. И в этой ситуации, когда личные и политические симпатии ясны, нетрудно догадаться, на чьей стороне в кадровом споре будет глава правительства.

За многие годы политического сотрудничества Собинский ни разу не подвел шефа. Последнее определение Катанандова (он "шеф" для Собинского) — здесь ключевое. Собинский — младший партнер Катанандова. Тольский же — лишь тактический союзник, встроенный в совершенно иную республиканскую политико-экономическую группу. А значит, его поведение в отношении правящего пока главы правительства будет зависеть от настроения данной группы политиков. И так как Катанандов об этом знает, то он никогда и не станет укреплять данную группу, то есть не поддержит Тольского в его соперничестве за место регионального лидера в "президентской партии".

Московские консультации, которые активно шли в последние две недели, дают основания полагать, что уполномоченным от генерального совета союза трех партий ("Единства", "Отечества" и "Всей России") в Карелии будет назначен В.Собинский. Ему поручают возглавить объединительный процесс. Если это произойдет, то место лидера в будущей карельской организации Собинскому обеспечено. Это известие вызвало страшную панику в рядах городского и республиканского отделения партии "Единство". Здесь мало кто по-доброму относится к назначенцу, и тут не без оснований опасаются, что молодой и решительный лидер захочет произвести кадровую ревизию. Впрочем, можно с уверенностью говорить, что Собинский не пойдет на кардинальное обновление аппарата управления. Стелить он будет мягко. Однако жесткий стиль его руководства многие почувствуют на себе. И выбор для нынешних вождей "Единства" будет прост: либо они признают лидерство Собинского, либо включаются в разряд тех, кто мешает партийному строительству. Для ранимого Тольского, привыкшего к роли первого лица, сам факт того, что предпочли Собинского, а не его, уже мог быть им расценен как оскорбление.

Признаки того, что Тольского не воспринимали всерьез в кругу "партии Катанандова", замечались и раньше. Странным было, например, видеть, что процесс объединения двух политических организаций обсуждался зачастую без участия формального руководителя республиканского "Единства". Еще с месяц назад можно было догадаться, что партийная звезда Тольского закатывается. Покатившиеся вниз партийные салазки ничего хорошего бывшему руководителю республиканского "Единства" не обещают.