Тема номера Новоселье за колючей проволокой

Дмитрий ГОРДИЕНКО
№45 (282) 07.11.2001

На прошлой неделе в исправительной колонии строгого режима №9 (в простонародье — "девятка"), которая расположена рядом с петрозаводским районом Птицефабрика, начал действовать участок особого режима — первый в системе исправительных учреждений Карелии. Здесь будут отбывать наказание осужденные, совершившие особо тяжкие преступления, и рецидивисты.

Небо в клеточку, друзья в полосочку

— Раньше тех, кто осужден к отбыванию наказания в особом режиме, отправляли в Мурманскую и Кировскую области — в исправительных учреждениях на территории нашей республики не было соответствующих условий, — рассказывает заместитель начальника УИН министерства юстиции РФ по Карелии полковник внутренней службы Сергей Морозов. — Преступники, осужденные к особому режиму, есть в двух лечебно-исправительных учреждениях в Медвежьегорском и Сегежском районах, но там размещаются лишь те, кто проходит курс лечения от туберкулеза.

Особый режим — это как бы "тюрьма в тюрьме": отдельные камеры, в которых будут содержаться осужденные, расположены в стороне от так называемых "общежитий". "Новый участок рассчитан на шестьдесят человек, которые будут размещаться покамерно, и двадцать человек будут содержаться в обычной "общей" камере", — добавляет заместитель начальника ИК-9 капитан внутренней службы Алексей Морозов.

Для обитателей строгого режима предусмотрены отдельная столовая и отдельный же дворик, огороженный бетонной стеной и закрытый сверху решеткой. Вот уж воистину — "небо в клеточку, друзья в полосочку". Последнее, кстати, верно и для особого режима: в отличие от остальных здешние осужденные облачены в пресловутые полосатые костюмы. Заходим в одну из камер, стены которой еще пахнут свежей краской. Внутри — несколько металлических двухъярусных кроватей, намертво прикрепленных к полу. Под потолком — маленькое зарешеченное окошко. От длинного коридора камера отгорожена толстой стальной решеткой и металлической дверью. Пружинная сетка кроватей заменена на сварные металлические полосы. "Это сделано для того, чтобы осужденные не смогли раскрутить кроватную пружину и, превратив ее в заточку, напасть на наших сотрудников", — поясняет начальник "девятки" подполковник внутренней службы Александр Протопопов.

Лакмусовая бумажка

Рядом с участком строгого режима за отдельным забором — кролиководческая ферма. Кроликов в "девятке" разводят давно. Вырученные на их разведении средства идут на пополнение не слишком богатого бюджета колонии. Подполковник Протопопов показывает ферму: длинные ряды специальных клеток — шедов — поставлены в два яруса и закрыты навесом. За кроликами ухаживают осужденные: и для самих разнообразие, и для колонии — прибыль.

Новшество — почти готовый фундамент для часовни на территории колонии. "В начале этого года здесь не было ничего, кроме пустой площадки. К зиме мы планируем закончить строительство на этом месте фундамента, а к весне — почему бы и нет — завершить строительство деревянного сруба", — рассказывает начальник колонии. Церковные службы в "девятке" проходят под покровительством настоятеля шуйского прихода из храма Рождества Иоанна Предтечи Отца Геннадия. "Столь смиренной паствы, как здесь, я не видел, — говорит Отец Геннадий. —

Однако понятно, что у большинства это лишь внешнее смирение. И все же хоть какая-то часть из этих заблудших душ обретает веру в Бога, которая не даст им встать на преступный путь после выхода на волю".

В последнее время снабжение колонии продовольствием улучшилось. По словам начальника, на складах имеется полугодичный запас продуктов, причем это уже не одни овощи, как было два года назад. Основными проблемами жизнеобеспечения учреждения по-прежнему остаются теплоснабжение и денежное довольствие сотрудников. "Молодой человек, устраивающийся к нам на должность младшего инспектора, в первое время получает на руки... полторы тысячи рублей, — сетует заместитель начальника УИН полковник Морозов, — как ему не то что семью прокормить, а самому на такие деньги прожить?" Есть расхожее мнение, что об уровне цивилизованности общества можно судить по тому, как оно относится к самым обделенным своим гражданам — инвалидам и заключенным. Сравнивая то, как жила "девятка" два года назад и как она живет сейчас, хочется верить, что эта неслучайная перемена — к лучшему...