
Грузовое судно "Волго-Дон", в трюме которого находится около тысячи тонн фосфатных удобрений, уже почти неделю сидит на мели в районе пляжа Пески в непосредственной близости от водозабора Петрозаводска.
Волго-Дон 5003, принадлежащий фирме "Титул-плюс", прибыл в Петрозаводский порт из Вознесенья еще летом. Судном, правда, назвать его довольно сложно — на "Волго-Доне" отсутствуют руль и механизмы по управлению и навигации. Пригнали его для того, чтобы разрезать на металлолом, предварительно очистив от остатков удобрений. Республиканский комитет природных ресурсов категорически запретил проводить весьма небезопасные с экологической точки зрения работы рядом с городским водозабором. Судно должно было покинуть пределы Петрозаводского порта и отправиться в Кондопогу. Однако со второго июля оно перемещалось с одного места стоянки на другое, все время находясь вблизи от Петрозаводска.
В соответствии с соглашением, заключенным между владельцем судна и управлением ГО и ЧС Петрозаводска, отбуксировать "Волго-Дон" фирма "Титул-плюс" должна была до 22 октября. В назначенный срок этого не произошло, и администрация Петрозаводска, обеспокоенная ситуацией, обратилась за помощью в правительство Карелии. Судно в то время находилось на причале в районе домостроительного комбината, а право аренды причала было предоставлено республиканским Министерством государственной собственности. Акватория Онежского озера является федеральной собственностью, и администрация города просто не в силах отменить распоряжение вышестоящих инстанций. "Органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями и не могут принять достаточные меры реагирования, — говорится в письме петрозаводского мэра Андрея Демина в правительство. — Прошу срочно вмешаться и обеспечить отбуксировку опасного судна, угрожающего нормальной экологической обстановке в районе Петрозаводска".
1 ноября "Волго-Дон" все еще находился у одного из петрозаводских причалов. Покинуть пристанище его заставил разыгравшийся в этот день шторм. Судно было "заботливо" пришвартовано одним-единственным тросом, который легко порвался во время разгула стихии. Корабль оттащило от причала и выбросило на мель в непосредственной близости от водозабора. В момент ЧП на судне дежурили два человека, которые, к счастью, не пострадали. Обшивка и корпус судна во время шторма сильных повреждений не получили, поэтому мы с вами все еще пьем относительно чистую воду.
Как заверил заместитель главного врача Центра госсанэпиднадзора Республики Карелия Федор Сидченко: качество питьевой воды в квартирах петрозаводчан сегодня соответствует гигиеническим нормам, и опасности попадания в нее фосфатных удобрений пока нет. Пока. Железная коробочка, полная этих самых удобрений, все еще находится рядом с петрозаводским водозабором. Судьба ее сейчас во многом зависит от погоды. На Онего надвигается время штормов. Если в ближайшее время стихии вздумается разгуляться, неизвестно, где тогда окажутся это далеко не самое прочное судно и его груз. Как утверждает пресс-служба Комитета по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Карелия, находящиеся внутри судна фосфатные удобрения безвредны для окружающей среды. То есть экологической катастрофы бояться не надо. Однако химический анализ воды в трюме, которая уже вступила в реакцию с удобрениями, показал, что предельная концентрация минеральных веществ в ней превышает допустимую норму в 100-400 раз.
Петрозаводские службы активно занимаются решением проблемы транспортировки судна. Руководство Беломорско-Онежского пароходства пообещало предоставить для этого всю необходимую технику. Для того чтобы снять с мели "Волго-Дон 5003", необходимо сначала откачать из него трюмную и балластную воду. Ее можно было бы просто слить за борт, если бы не злосчастные удобрения. Представители водоканала и Центра госсанэпиднадзора РК категорически запретили подобные действия. Теперь воду на барже необходимо очищать химическим способом. Как сообщил Комитет по делам ГО и ЧС, операция будет проходить следующим образом. Воду откачают в предоставленную Беломорско-Онежским пароходством баржу. Затем судно снимут с мели. Снова перекачают внутрь воду, а ремонтно-эксплуатационная база флота Вознесенья отбуксирует "Волго-Дон" восвояси. Если же этих мер будет недостаточно для снятия "Волго-Дона" с мели, тогда придется откачивать с судна груз. Здесь возникнет ряд проблем, потому что такого оборудования у БОПа нет. Остается ждать, что вышеперечисленных мер будет достаточно. И надеяться на хорошую погоду. Сама операция влетит городскому бюджету в копеечку. Один час работы буксира стоит семнадцать тысяч рублей. Если бы судно отогнали вовремя, не дожидаясь шторма, многих затрат удалось бы избежать.