Культура Театр начинается с хозяина

Наталья ВИТИВА
№48 (285) 28.11.2001

Если для зрителей театр начинается с вешалки, то для актеров и режиссеров Музыкального театра и Русского театра драмы — с Григория Пукача. На плечах этого человека в течение 45 лет держалось все закулисное хозяйство наших театров. Он как добрый волшебник мог организовать любые гастроли, достать все необходимое для работы коллег. Когда служители муз вернулись в этом году после летнего отпуска в свой храм искусств, они немало удивились, не найдя в кабинете директора-распорядителя Григория Майровича. Никто не знал, что их незаменимый снабженец в августе покинул свой пост. Он тихо ушел на пенсию. А вместе с ним ушла и часть истории наших театров.

"За служение театру"

Если вы хотите узнать о развитии театрального искусства в Карелии, спросите у Григория Пукача. Пухлая папочка с различными документами и редкими фотографиями хранится у него дома. Сегодня не каждый знает, когда был открыт первый театр в наших краях (8 января 1907 года), когда был организован первый советский театр (в 1918 году) или когда петрозаводская публика увидела первый спектакль после войны (5 июля 1945 года).

А ведь для Герша Пукача Карелия не является исторической родиной. Он чудом избежал смерти в гетто в родной Польше; искавший защиты от нацистов в СССР, оказался после Великой Отечественной войны в Петрозаводске. В 1946 году Станислав Колосенок пригласил его на работу в управление по делам искусств при Совете министров Карело-Финской ССР. С тех пор благодаря Гершу (друзья и знакомые предпочитают называть его Григорием) театральные мероприятия нашей республики обеспечивались практически всем необходимым. Новый начальник отдела снабжения обладал редким талантом — мог "сходить туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что". Он практически не сидел в небольшом деревянном здании на проспекте Ленина, под крышей которого, кроме управления по делам искусств, располагались еще и Филармония, Кукольный театр, ансамбль "Кантеле" и Союз композиторов. Григорий Пукач ездил по всей Карелии и знакомился с интересными людьми.

Но с головой талантливый снабженец окунулся в мир сценического искусства в 1948 году: "В тот год меня перевели в республиканский театр русской драмы на должность замдиректора. Художественный руководитель и директор театра Георгий Мнацаканов в основном занимался творчеством, поэтому весь груз заботы о театре лег на меня", — вспоминает Григорий Майрович. На полуторке в любую погоду труппа вместе со своим администратором выезжала на гастроли — побывала во всех уголках Карелии, во всех лесопунктах.

В конце 40-х наш театр славился на всю страну актерским ансамблем: Чаплыгин, Шибуева, Федяева, Родионов, Лебедев, Богданов, Валевская, Смирнов... "У нас была хорошая труппа. Театр тогда был приглашен в Москву, а после этих гастролей коллектив был отмечен грамотой за высокое мастерство и отличный актерский ансамбль", — вспоминает Пукач. В 1951 году и сам Григорий Майрович получил первую правительственную награду — Почетную грамоту Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР, подписанную Отто Куусиненом. Заслуги Пукача перед театральным миром республики были отмечены не раз. Последней наградой была "Онежская маска". По итогам театрального сезона 2000-2001 года победа в номинации "За служение театру" досталась Гершу Майровичу вполне заслуженно.

"Мои труды не прошли напрасно"

В 1955 году в столице Карелии закончилось строительство здания Музыкально-драматического театра. Первыми, кто переступил порог храма сценического искусства, были Сергей Звездин и Герш Пукач. Первый директор Музыкально-драматического театра руководил здесь на протяжении 22 лет, а Герш Майрович обосновался в театре на целых 46 лет. Директора приходили и уходили, а их заместитель — с 1965 года директор-распорядитель объединенной дирекции Музыкального, Русского драматического и Финского театров — оставался служить актерской и режиссерской братии.

С раннего утра до позднего вечера директор-распорядитель занимался производственными вопросами, находил все, что требовалось для постановки. Делал невидимую для зрителя работу. Участвовал в выпуске 500 (!) спектаклей. И на память о каждой постановке в архиве Герша Майровича хранятся программки, исписанные режиссерами и актерами. "Милый, дорогой Григорий Майрович! Большое, сердечное спасибо за большую помощь и поддержку моей первой режиссерской работы в театре. С премьерой тебя!" — гласит одна из них. Так Дмитрий Утикеев оценил работу Пукача над оперой "Дочь Кубы" Листова.

О гастролях, которые организовывал Пукач, до сих пор вспоминают ветераны сцены. Каждый год артисты выбирались из Петрозаводска и колесили по городам России. Свою первую поездку труппа Музыкального театра совершила благодаря директору-распорядителю в 1956 году в Мурманск. А потом Нижний Новгород, Самара, Тюмень, Ленинград и Москва аплодировали нашим звездам. "С гастролями всегда было нелегко — найти шесть вагонов для декораций, разместить 150 человек в гостинице, да еще и зрители должны были заполнить залы. Поэтому я за месяц приезжал в город, в котором предстояли гастроли", — вспоминает Григорий Пукач.

Директора-распорядителя с такими способностями хорошо знали в театральном мире и были рады видеть в разных театрах нашей страны. Не раз Григория Майровича приглашали работать в Малый оперный театр и в Театр музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. Но директор нашего театра Сергей Звездин всегда уговаривал своего друга и коллегу остаться в Петрозаводске. Так что Григорий Пукач не изменил Карелии, подарившей ему интересную работу и любимую женщину. "Моя жена была заслуженным врачом Карелии. Как и я, она отдавала себя целиком и полностью работе. Но мы умели и отдыхать. Ездили в Румынию, Болгарию, Польшу. Часто выезжали за город, жарили шашлыки на своей даче. Жена очень любила театр. Не пропускала ни одной премьеры, знала всех актеров. К сожалению, она умерла, оставила меня одного", — говорит Григорий Майрович.

Уже три месяца Герш Пукач живет как затворник в своей большой квартире. За это время он трижды попадал на больничную койку. Видимо, нелегко далось расставание с делом всей жизни, силы стали покидать звездного администратора. Остались воспоминания о былом и фотографии прошлых лет. "Я думаю, что мои труды не прошли напрасно. И искренне желаю нынешнему директору театра Любови Николаевне Васильевой творческих успехов в формировании и репертуара, и труппы театров", — говорит Герш Пукач.