— Александр Валентинович, в прошлом году депутаты еще три месяца после нового года протестовали против правительственнного бюджета. А сейчас его приняли относительно быстро. Почему?
— Основная причина в том, что если бы бюджет к новому году не был утвержден, учителя и врачи не получили бы в январе повышенную зарплату. Вторая причина: бюджет-2002 — это бюджет кризисный, бюджет кризисного года, когда республика должна финансировать повышенную зарплату бюджетникам, не имея на это достаточно собственнных источников. И те крохи, которые останутся после финансирования новых зарплат, делить не имеет смысла.
— Несмотря на то, что бюджет кризисный, правительство Катанандова опять себя не обидело?
— Конечно! А как иначе? На содержание аппарата исполнительной власти уйдет на 110 миллионов рублей больше, чем в прошлом году. Но главное, в чем не обидело себя правительство, это то, что перераспределило доходную часть в свою пользу, уменьшив долю местного самоуправления в консолидированном бюджете республики.
— В прошлом году основной спор был вокруг того, что правительство оставляет основную часть в своем распоряжении, ущемляя территории.
— В этом году ситуация еще хуже. Я поддерживал поправку Демина о передаче в местные бюджеты подоходного налога, собираемого на территориях, — это позволило бы увеличить местные бюджеты.
— Но тогда бы проиграли территории, где нет крупных предприятий?
— Это миф. Миф, который сознательно навязывается, чтобы бороться против этой поправки. На самом деле выиграли бы все. Просто у нас появились бы районы самодостаточные, которые за счет собственных доходов покрывали бы все свои расходы, — например, Кондопога, Костомукша. И остались бы районы дотационные: Калевальский, Лоухский и другие. Они получали бы необходимую помощь из бюджета республики. В любом случае местные власти получили бы большую самостоятельность в использовании собственных средств, большую независимость от правительства.
— Почему же депутаты, в том числе и депутаты-мэры, в большинстве своем голосовали против этого?
— Это вопрос к ним. Я им говорил: вы, по существу, выступили против увеличения бюджетов своих городов и районов. И если депутаты-мэры, кроме двоих — Демина и Василия Попова, голосовали против, то они объявили о своей готовности жить подачками в виде помощи от правительства. Вообще, межбюджетные отношения — это дело Палаты Представителей. Туда входят по два представителя от каждой территории. Там равны что город Петрозаводск, что Калевальский район. Кроме того, там 8 мэров, и они принимают решение, как они будут жить. Не как будет жить республика, а как будут жить их города и районы. И если они идут на то, что основную долю средств им придется выколачивать из министерства финансов, то они знают, почему на это идут.