О том, что в Карелии предполагается строительство атомной электрической станции, глава правительства республики, по его собственным словам, узнал от жителей Костомукши. После обращения в Москву выяснилось, что в самом деле такое строительство затевается российским правительством и, более того, Карельская АЭС уже включена в целевую программу "Энергоэффективная экономика". По словам С.Катанандова, для него это было полной неожиданностью. С этого момента началась "атомная" реакция руководителя республики, и первыми в зону информационного поражения попали журналисты, экстренно собранные в здании правительства.
Имперский синдром
С.Катанандов случившееся объясняет имперским сознанием федерального центра, который игнорирует интересы республики. Глава республики не однажды повторил мысль, что впервые за четыре года сталкивается с таким небрежением позиции правительства Карелии. Ни правительство России, ни Министерство атомной промышленности ни разу не обращались к нашему правительству с запросами о возможности строительства на территории республики атомной станции. Это следовало понимать так, что федеральный центр утаил свои планы от Карелии.
Уже начинают работать ученые республики, которые должны снабдить С.Катанандова аргументацией об экономической нецелесообразности и экологической опасности подобного проекта. И как последний аргумент предлагается проведение референдума. Можно не сомневаться, что его результаты будут не в пользу планов Москвы. Стоит вспомнить давнюю волну гражданского сплочения в 1990 году, когда жители республики единодушно выступили против строительства АЭС в Муезерском районе. Точно так же и сегодня напоминание о "карельском Чернобыле" всколыхнет людей и даст Катанандову дополнительный шанс на выборах.
В безвоздушном пространстве
Если поверить в искреннее недоумение государственных мужей Карелии по поводу происшедшего, то все равно ряд вопросов остается безответным. Довольно странно, что Катанандов узнал об этом лишь в феврале. Потому что еще в июне прошлого года программа "Энергоэффективной экономики" была предана гласности. К слову, именно с того времени в финской прессе появились публикации о предполагаемом строительстве в Карелии атомной станции. А к концу лета эти пересуды пересекли карельско-финляндскую границу. После чего уже наши журналисты вслед за финскими стали спрашивать: строительство АЭС в Карелии возможно? Компетентные органы отвечали: нет.
Как минимум с 6 июня прошлого года у правительства Карелии была возможность проверить информацию о проекте строительства в республике АЭС. Но ни карельские министры, ни глава правительства республики интереса к атомной теме тогда не проявили. Потом стали выплывать еще более странные факты. На территории Карелии от железнодорожной ветки Ледмозеро-Кочкома в сторону глухой деревушки Коланга Муезерского района вдруг (!) обнаружилась 15-километровая железнодорожная ветвь, ведущая в лесную глушь. Столь загадочная строительная активность должна была как минимум заинтересовать председателя правительства. Но никакого интереса ни он, ни иные аналитические службы к колангскому тупику не проявили. Если руководители республики не в курсе того, что происходит на территории, за которую они напрямую отвечают, то что же это за уровень осведомленности и каков в этом случае уровень управленческих решений?
В поисках героя
В моем представлении самый бесшабашный губернатор должен был еще летом прошлого года с помощью ФСБ, прокуратуры, президентского представительства, еще с чьей-то помощью вникнуть в упорно циркулирующие "слухи". Катанандов же занялся их проверкой только сейчас, накануне своих перевыборов на пост главы республики. Рискну предложить свой сценарий запоздалого "атомного" реагирования. Чтобы Катанандову гарантированно пройти в губернаторы, он должен выступить в роли лидера, который объединил бы жителей Карелии с целью защиты общих интересов. Атомная станция — это угроза. Идея защиты от такой угрозы в самом деле способна сплотить народ. При этом решается масса задач. Перечислим основные плюсы.
Катанандов выступает в роли героя, готового жертвенно биться за жизнь каждого гражданина Карелии. Не случайно он оговорился, что "при нас этот проект (атомная стройка — А.Ц.) не будет реализован в Карелии". Тем самым как бы подсказывая, что он не отвечает за то, что случится после него, покинь вдруг он пост председателя правительства. Сама тема строительства АЭС способна до 28 апреля, до дня голосования, затмить все остальные темы. Проблемы экономики Карелии, кадровые скандалы в правительстве, рушащаяся система ЖКХ, рост преступности, клановость управления — все становится бледным фоном перед угрозой строительства атомной станции. Эта опасность мирит партии, мирит враждующих лидеров, мирит власть с обществом. В такой ситуации любые попытки оппозиции заговорить о Катанандове как о мало способном руководителе, которого нужно менять, будут восприниматься предательством в отношении Карелии. На пороге дома — беда, а эти мелочные конкуренты Катанандова думают только о своих политических интересах.
И в этом смысле проведение референдума можно считать ковровой дорожкой для Катанандова во власть. Правильно выстроенная идеология "атомного" референдума станет голосованием в поддержку Катанандова: кто "за" Катанандова тот против АЭС. При этом не важны сроки окончания референдума, важно начать его не позже марта. Тогда у предвыборной кампании кандидата в губернаторы Катанандова появляется ключевая идея. Идея простая и всеобъемлющая. О таком подарке судьбы можно только мечтать или придумать его. Сейчас важно не дать загубить идею антиатомной консолидации, а атаковать будут со всех сторон. Кстати, буквально сразу после заявления Катанандова о предполагаемом строительстве в Карелии атомной станции из пресс-службы Министерства по атомной энергетике пришло опровержение.