В этом нас заверил проректор по учебной работе ПетрГУ Анатолий Лопуха. В вузе решено усилить контроль за формированием и работой приемной комиссии. Отныне в нее не будут включаться преподаватели, занимающиеся репетиторством (хотя, с другой стороны, как это проверить?). Да и пример прошлых экзаменов сыграет не последнюю роль. Когда после проверки письменных работ по иностранному языку на юрфаке были выявлены факты явного занижения оценок, администрация вуза уволила председателя приемной комиссии, а трем преподавателям объявила выговор. Поводом для столь решительных действий послужили девяносто прошлогодних апелляций, поданных абитуриентами на оценку их работ. И хотя ошибки преподавателей обнаружились не более чем в четверти случаях, пришлось затратить уйму времени на перепроверку — только на одну работу уходит около трех часов. Волей-неволей примешь меры к тому, чтобы так называемых "ошибок" было меньше.
У КОГО ШАНСОВ БОЛЬШЕ?
Те же, кто не слишком рассчитывают на свои силы, уповают на ставший притчей во языцех целевой набор. Чтобы обеспечить районы республики специалистами всех мастей, ежегодно ПетрГУ выделяет 100 учебных мест, а КГПУ ныне — 175. Кстати, в этом году впервые места для целевиков предусмотрены во всех средних специальных учебных заведениях.
Распределение мест между районами республики происходит следующим образом. Администрация районов присылает запрос о том, каких специалистов они хотели бы у себя видеть. Университеты совместно с Министерством образования принимают решение о выделении тому или иному району определенного количества мест на различных факультетах. Естественно, что из 39 специальностей, имеющихся в ПетрГУ, выбираются наиболее нужные в районах. Так, например, необходимость иметь в Муезерском районе специалиста по истории Финляндии и скандинавских стран весьма сомнительна. И наоборот, не помешало бы иметь там несколько достойных специалистов лесного хозяйства. Поэтому в нынешнем году наибольший спрос вызвали лесоинженерный и сельскохозяйственный факультеты, в которых выделено 29 и 24 места соответственно. Юридический же факультет отдал лишь 6 мест. Оно и понятно, нечего ослаблять районы знанием законов.
После оповещения районов о том, на каких факультетах и сколько мест выделено, там создаются комиссии для выбора наиболее достойных. На каждое место набирается не менее двух претендентов. В противном случае в борьбу за него подключают другой район, и шанс выучить своих может уплыть. Счастливчиков из детей обычных рабочих и, скажем, сотрудников администрации определяют исключительно по личным качествам и заслугам чад. Эта задача целиком зависит от беспристрастия и честности членов комиссии. Что не может не рождать твердую уверенность в том, что выбор будет справедливым. Но если вы в этом сомневаетесь, смело идите в администрацию и спрашивайте: почему вашему отличнику не дали направления, а племяннику мэра вручили. И пишите жалобы во все инстанции, в том числе и в газеты.
Получившие направления сдают все необходимые экзамены. От количества приехавших напрямую зависит балл, которого достаточно для поступления. Если, допустим, на одно место поступают два человека и один по какой-либо причине в процессе борьбы выбывает, например, поступает на общих основаниях, то второй поступает, даже сдав все экзамены на троечку.
Целевики подписывают договор, по которому обязуются хорошо учиться. А за год до окончания учебы заключается второй договор, согласно которому выпускник обязан вернуться в отправивший их район и не менее трех лет трудиться на его благо. В противном случае ему придется компенсировать администрации района затраты на обучение. Есть, правда, и пара-тройка лазеек для долговой кабалы. Если, скажем, вы завели ребенка или семью, вышли замуж за милиционера, или с вами приключилась беда похлеще, то вместо денег сможете смело показать администрации кукиш. Мол, форс-мажор и другие непредвиденные природные силы.
Откуда ты родом, детина?
К слову о возвращении специалистов в районы: в положении о целевом наборе ничего не сказано о том, откуда должны быть родом студенты. Видимо, поэтому в нынешнем году двенадцать целевых мест займут петрозаводчане. Есть в определенных кругах мнение, что не хватает в Петрозаводске специалистов. Даже на лесоинженерном факультете выделено место петрозаводским целевикам. Справедливости ради стоит отметить, что петрозаводские целевики по возможности отбираются из детей бюджетников и из неполных семей. С другой стороны, чиновники и депутаты всех мастей тоже бюджетники, а некоторые, судя по предвыборным отчетам о доходах, и вовсе находятся за чертой бедности.
В чем же интерес самих вузов в этой программе целевого набора? Он прост и понятен. За три года существования целевого набора изменение во внутреннем и внешнем обмене университета налицо. Хотя из первоначально запланированных на развитие 15 миллионов рублей ПетрГУ получил лишь 12. На второй год из 12 — 11. И сколько он получит в этом году из восьми предусмотренных, предстоит увидеть.
Тем же, кто еще раздумывает, нужен ли целевой набор, можно посоветовать подождать пару лет. И если первый выпуск целевиков стройными рядами и колоннами двинется в родные районы, то можно будет с уверенностью сказать — да, нужен. А если в районы придут лишь телеграммы — мол, извините, родила?