Политика Игорь Зоточкин: "Деления на своих и чужих не будет"

Григорий ВОЕВОДИН
№28 (317) 10.07.2002

Опасения журналистов понять можно: кому приятно осознавать, что на уровне республики создается некое учреждение, которое, судя по названию, ими, журналистами, и будет заниматься.

Строились различные предположения по поводу личности будущего министра, даже заключались пари на этот счет. Проиграли пари все до единого. Министром был назначен человек, до сей поры не имевший никакого отношения к средствам массовой информации, бизнесмен Игорь Зоточкин. К нему и отправилась "Губернiя", чтобы выяснить, грядет ли в Карелии ажиотажный спрос на розовые очки, или наши опасения напрасны.

КТО ВЫ, МИСТЕР ЗОТОЧКИН?

Информация к размышлению

Зоточкин Игорь Юрьевич

Родился 10 декабря 1963 г. в Караганде (Казахская ССР).

В 1985 г. закончил МГИМО по специальности "международное право", свободно владеет английским и немецким языками.

В 1985-87 гг. служил в группе советских войск в Германии.

1987-1990 гг. — секретарь комсомольской организации речного училища, зав. отделом, секретарь Петрозаводского ГК ВЛКСМ.

1990-1992 гг. — председатель БММТ "Спутник".

1992-2002 гг. — в бизнесе. Основные направления: туризм, общественное питание, хлебопечение. Одновременно с 1998 по 2002 гг. — внештатный советник Сергея Катанандова по вопросам внешних связей, культуры и туризма.

С 29 июня 2002 г. — министр по делам печати, информатизации и связям с общественностью РК.

КАК СТАНОВЯТСЯ МИНИСТРАМИ

— Игорь Юрьевич, как Вас угораздило стать министром?

— Работая внештатным советником председателя правительства, я видел, что многие мои идеи не только находят поддержку, но и реализуются. Поэтому в принципе я был готов к какому-то предложению. Другой вопрос — сфера деятельности. Я мог предполагать что-то, связанное с культурой, туризмом, внешними связями. Именно такое предложение было действительно неожиданным.

— Существует мнение, что вокруг должности министра шла некая борьба между двумя группами, которые сегодня правят бал в Карелии. Назывались самые разные кандидатуры, куда более близкие к сфере СМИ. И будто бы Сергею Катанандову вся эта возня надоела, и он заявил, что назначит министра сам. Вас в этой связи называют компромиссной фигурой... Как вы это прокомментируете?

— Я не вхожу ни в какие группы. Какие кандидатуры назывались, я, как и вы, знаю из газет. Ну, наверное, моя кандидатура не была единственной. Но Катанандов человек конкретный, он сказал, что видит на этой должности меня и хочет мне ее предложить.

— Когда поступило предложение Катанандова, вы ночь не спали, долго его обдумывали, или сразу согласились?

— Мы около часа говорили с Сергеем Леонидовичем, он обрисовал свое видение задач, стоящих перед министерством, мы обсудили ситуацию, и я особо не раздумывал, согласился. А не спал я потом: думал, верно ли поступил.

Тут ведь еще что интересно: я начинаю с нуля. Есть только министерство. Нет положения о министерстве, нет штата — ничего нет. И это действительно интересно, можно попытаться выполнить те задачи, которые стоят, но достаточно самостоятельно.

ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНЫ. ЯСНЫ ЛИ ЦЕЛИ?

— Что сказал Катанандов? Какие задачи он поставил перед вашим ведомством?

— В Карелии необходимо создать единое информационное пространство. Что происходит сейчас? Власть работает с населением через СМИ, те, в свою очередь, черпают информацию из органов власти. Этого недостаточно, потому что должна быть обратная связь. Население должно общаться с властью не только через СМИ, но и напрямую.

Дальше. То, что называется прозрачностью власти. Как бы кто ни говорил, но власть заинтересована в получении объективной информации о том, что население вообще об этой власти думает. Нужно понять, чего именно население ждет от власти, каких шагов. На что нужно обратить внимание: может, надо не лесной комплекс развивать, а туризм? То есть мониторинг общественного мнения тоже необходим.

Одно из направлений — информатизация и развитие полиграфической базы. У нас порядка 20 только государственных типографий, но при этом газеты печатаются где угодно, даже за рубежом, но не здесь. Ну это же бред. Значит, надо создавать экономические условия.

Информатизация. Здесь масса структур завязаны, но взаимодействие между ними не отлажено. Случается, что в школе, к примеру, оборудуются компьютерные классы, а потом по полгода ждут программное обеспечение к компьютерам.

Кадры. Огромное количество СМИ существует за счет чего? Сегодня поработал в одной газете, завтра перешел в другую. Новых людей нет, все варятся в собственном соку. Появилась возможность съездить на семинар — съездили, нашли деньги — хорошо, не нашли — плохо. Система подготовки и переподготовки кадров тоже должна оказаться в поле зрения министерства.

— Вы говорите про мониторинг общественного мнения. Мол, люди подскажут, как должна работать власть и на что ей обратить внимание. Но, по-моему, людям вполне достаточно раз в четыре года высказывать свое отношение к власти во время выборов: выбрать тех, кому они доверяют, и надеяться, что власть сама разберется, что нам нужнее развивать — лесную отрасль или туризм. Или власть настолько слаба, что нуждается в такой информационной подпорке?

— Анализ писем и обращений в правительство показывает, что подавляющее их большинство касается вопросов, которыми не должны заниматься глава республики и правительство. Протекают кровли, буянит сосед, нет участкового... Люди не знают, кто за что должен отвечать, и обращаются на самый верх. Люди выбрали себе мэра, а за то, что вовремя не подключили воду, отвечать должен почему-то Катанандов. Люди должны знать, кто за что отвечает и с кого можно спросить.

— То есть одна из задач — отвести информационную угрозу от главы республики и правительства? Очень похоже на примитивный пиар.

— Не в пиаре дело. Если я назначен министром по конкретному направлению, то я за все, что происходит на этом направлении, и должен персонально отвечать. Если ты пошел на главу местного самоуправления, ты четко представлял себе и свои обязанности, и свои возможности. И население обманывать не надо: не смог сделать — отвечай.

Нужна разъяснительная работа. Если тарифы поднимает правительство России, за это не может нести ответственность правительство республики или мэр. Мы должны четко об этом говорить.

— Вы все время говорите "власть", "власть", "власть". Остается ощущение того, что министерство создано для обслуживания власти. Хотя ведь жизнь в республике работой властей не заканчивается, происходит множество куда более интересных вещей. И задача СМИ — рассказывать про жизнь, а не про власть.

— Здесь нужно четко уяснить: мы не пресс-служба главы республики или правительства Карелии. Наша задача — это стратегия, а вот тактика — это уже пресс-службам.

— Так стратегия чего именно? Информационного обслуживания правительства?

— Стратегия информационного пространства. Есть районы республики, где получают три-четыре газеты на целый поселок. Я уже не говорю о центральных изданиях. То есть через СМИ объяснить что-либо далеко не всегда есть возможность.

— Тогда каким образом? Глашатаи на площадях?

— Ну, это самое примитивное. В первую очередь — общение с политическими партиями. Или с общественными организациями, которых огромное количество, и этот пласт совсем не охвачен. Наша задача — выстроить структуру, чтобы люди без труда могли получить информацию по любому интересующему их вопросу.

Мое глубокое убеждение: чем больше информации дается, тем лучше.

— На какие деньги будет существовать новое министерство?

— Могу сказать одно — из бюджета этого года мы не "вылезаем". Часть министерств ликвидирована, в других идет сокращение штатов. То есть происходит просто перераспределение средств в рамках утвержденного бюджета.

— Большой будет штат?

— Пока нам выделено 15 единиц — это, насколько я понимаю, вместе с техническими работниками и бухгалтерией. Сейчас идет разработка положения о министерстве, когда оно будет готово, можно будет говорить более определенно. А пока у нас даже помещения нет.

МИНИСТР ЖУРНАЛИСТУ — ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ

— В Карелии есть СМИ государственные и негосударственные. Более того, нам пытаются навязать деление на проправительственные и оппозиционные издания. Задача создания единого информационного пространства подразумевает, на мой взгляд, равное отношение ко всем без исключения изданиям, независимо от их формы собственности и политических предпочтений. Ваше министерство будет готово отправить на семинар журналиста издания, которое по разным причинам не очень любят в правительстве?

— Вне всякого сомнения. Более того, мы намерены проводить ряд обучающих семинаров и встреч для журналистов здесь, в Петрозаводске. И деления на своих и чужих не будет, это я вам обещаю.

— Ловлю на слове. Только вот поведение отдельных чиновников пока не настраивает нас на оптимистический лад. Решили, к примеру, в пресс-службе правительства, что газета "Губернiя" не заслуживает доверия, и перестали мы получать из правительства сообщения о том, что там происходит. Соответственно, не зная о событиях, мы не всегда можем информировать об этом жителей республики. Где уж тут говорить о едином информационном пространстве... Чем сможет помочь нам ваше ведомство в этой ситуации и сможет ли вообще?

— Если подобное действительно происходит, и вы считаете, что связано это с личным отношением чиновника к конкретному изданию, мы готовы будем это поправить и защитить интересы журналиста.

Я знаю, что у вас по поводу нового министерства есть множество вопросов. Я готов прийти в любую редакцию, чтобы пообщаться с журналистами: звоните, назначайте время.