Культура Оттянулись, и хватит

Андрей МАГАДАНСКИЙ
№37 (326) 28.08.2002

Все началось с концерта "Сплина" в сентябре прошлого года, собравшего самую большую аудиторию из всех гастролеров минувшего сезона (около 4,5 тысячи зрителей) и по существу открывшего сезон. "Сплин" тогда был на подъеме, по радио постоянно гоняли свежий хит "Сердце", группа не вылезала из гастролей и всевозможных фестивалей, была у всех на слуху. Кроме того, "Сплин" — по сути полупопсовая команда, у которой вследствие простоты тактов и мелодий довольно внушительная аудитория: от тинэйджеров до домохозяек, что и обеспечило массовый интерес к концерту в нашем городе.

Вдобавок билеты были относительно дешевы. Концерт в общем-то удался, отработали парни вполне профессионально, но как-то уж очень по-рабочему, без азарта. Этакая звездная усталость прослеживалась, и по сцене никто особенно не прыгал. Впрочем, вполне возможно, у них имидж такой, "Сплин" все-таки, а не АС/DC.

Следующим номером звездного нашествия стала "Ария", приехавшая спустя пару месяцев после "Сплина". Они, также как и предшественники — в верхних строчках хит-парадов с песней "Штиль", выдержанной в классике канонов "хэви-металл". У этой группы длинная история с исчезновениями и воскресениями, ведь "Ария" громко заявила о себе аж в середине 80-х, в разгар "металлического" бума в СССР. Много воды утекло с тех пор, однако "арийцы" сейчас обрели уже даже не второе, а пятое или седьмое дыхание и по-прежнему на слуху. Любовь нескольких поколений "металлистов" помогает группе держаться на плаву, в отличие от множества других групп, благополучно почивших в бозе. Сейчас такая музыка выглядит анахронизмом, однако 20 лет назад ничего актуальнее не было. Увы, народу "Ария" собрала в 3 раза меньше, чем "Сплин", видимо, из-за специфики стиля, интересного нынче очень небольшой части подростков, рэп или техно куда актуальнее. Однако звук на концерте был очень приличный, и те, кто пришли на концерт, сполна получили все, чего ожидали: гитарных "зажигов" и энергетической накачки было предостаточно.

Следующим заметным событием в рок-жизни Петрозаводска стал фестиваль "Колбаса", на котором наряду с лучшими группами Петрозаводска выступили Дельфин и "Текила джаzzz". Парни из "Текилы" отыграли за гораздо меньшую сумму, чем привыкли получать, и, похоже, очень гордились своим благородством. Кому как, а на меня никакого впечатления не произвели. Я как не слушал их записей, так и не буду. Дело вкуса, наверное. Дельфин на российском рок-олимпе фигура более значительная, но программу к нам привез не самую лучшую: все эти сантименты, даже некоторая слащавость текстов не для него и очень похожи на попытки вырваться из образа, им же созданного. Впрочем, Дельфин будет жить, а Шнур умрет, как все мы знаем из знаменитой песни группы "Ленинград".

Сейчас наверняка многие подумали: "Вот бы "Шнур" приехал, даешь "Ленинград"! Любопытно, что если весной 2001 года группа стоила 200 долларов, осенью — 500 долларов, то спустя год "ценник" вырос до 3500 долларов, а для Москвы и все 5000 долларов. Такой вот прыжок рейтинга, извините за каламбур. Однако мы отвлеклись от событий, имевших место в прошлом сезоне. Вполне вероятно, фестиваль "Колбаса" повторится, уже хотя бы потому, что это был последний коммерчески успешный крупный проект сезона 2001-2002, все остальные концерты шли "в минус" организаторам и могут быть расценены как подарки городу. Приезжала, правда, еще "Чичерина", и ее выступление вполне удалось во всех смыслах, но между большим концертом и клубным разница как между курицей и яйцом. В наступившем сезоне нашим тинейджерам придется питаться в основном "яйцами", так как на большой концерт вряд ли кто решится ("Колбаса" не в счет) из-за финансовой нерентабельности предприятия, организационной сложности и прочих причин, каждой из которых даже по отдельности достаточно, чтобы не заморочиваться с большим концертом. Клубы — дело другое, но с ними тоже не все так просто. Поэтому прогноз на будущее прост: насколько был насыщен минувший рок-сезон в Петрозаводске, настолько будет скудным наступающий. В завершение упомяну о двух последних крупных концертах: "Гражданской обороны" в марте и "Ляписа Трубецкого" в июне 2002 года.

Знаменитая "Гр. Об." — самая, без преувеличения, одиозная группа России, чей расцвет пришелся на начало конца СССР. Великую империю в нокдаун, а потом и в нокаут послали многие важные факторы, одним из которых был молодежный протест, выражаемый языком рок-музыки. И флагманом противостояния системе советского тоталитаризма была именно "Гражданская оборона". Были, конечно, и другие бунтари, некоторые сохранились и ныне ("Алиса", "ДДТ", "Телевизор"), но такой ярости и тоски не было ни у кого. "Гроб" любили миллионы по всей стране, на песнях Егора Летова выросло не одно поколение, многие нынешние рокеры учились игре на гитаре по песням Егора. Но времена изменились, и полгода назад концерт "Г.О." в нашем городе собрал лишь горстку фанов, невзирая на достаточно дешевые билеты и эксклюзивность концерта. Эксклюзивность состоит в том, что группа и сейчас, как при СССР, запрещена, с той лишь разницей, что если раньше были официальные "черные списки", то теперь это всего лишь "не рекомендуется" к эфиру. Жаль: столько всякой муры тиражируется, настоящих поэтов в роке раз-два и обчелся. Да и рока как такового давно уже практически нет. Так, стили, течения, эксперименты, world-music. А у Летова рок первозданный, самый что ни на есть натуральный, что он и доказал тем петрозаводчанам, кто пришел послушать легенду (около 800 зрителей). Они, похоже, не обломались, так как концерт был очень хорош. Егор спел много своих лучших хитов, практически не делая пауз между песнями. Энергетика у него и сейчас сумасшедшая, хотя внешне бесстрастен: ни слова лишнего, ни жеста.

И наконец завершает звездную серию "Ляпис Трубецкой", музыкальные эксцентрики, выдающие, помимо запоминающихся мелодий, очень качественный текстовой стеб. Буквально каждую песню вокалист Сергей Михалок предварял какой-нибудь стихотворной прибауткой, что сообщало концерту дополнительный шарм. Они вообще очень обаятельные ребята, эти белорусы, их прикольно не только слушать, но и смотреть. Веселые, живые, насмешливые и, что приятно, без тени звездного апломба. Этакие рубахи-парни с улицы, ехидные, но без камня за пазухой. И без дурацкого пафоса "Песняров", без зауми и грубостей. В целом концерт удался во всех смыслах, кроме одного: народ не пришел. 400 человек — это масштаб средней руки, а не большого концерта известной и популярной группы. Зато те четыреста, что были в огромном ангаре, сгрудились у сцены, орали, веселились как могли и, кажется, получили глубокое удовлетворение как от белорусской группы, так и от собственного веселья.

Ну вот, собственно, и все. Можно сказать, что минувший сезон избаловал наших любителей рока, наелись они на несколько сезонов вперед. Теперь скучно будет, наверное. Конечно, приедут ди-джеи всякие, "Краски"-"Пропаганды" и прочие попсовые однодневки, но хорошего драйва нам не видать. Да и на местном уровне мало что радует: "Kos-modrom" приказал долго жить, многие группы прекратили существование, старый "Swan" закрылся, что будет в новом — неизвестно. Природа не терпит пустоты, поэтому рано или поздно наверняка появится место, где можно будет посмотреть-послушать андеграунд, вот только когда это произойдет? А пока — все на дискотеку! Или в оперу, кому что нравится.