
ЛЕС
На лесе держится более 80% экономики района. Лидирует в этом смысле целлюлозный завод "Питкяранта", градообразующее предприятие, на котором трудятся порядка 1660 человек. Построенный в 1921 году, завод трудно назвать флагманом районной промышленности. По признанию главного технолога, проводившего экскурсию, производство здесь до сих пор ведется по технологиям 50-х годов. До сих пор действует агрегат, возраст которого превысил 70 лет. Несмотря на то, что предприятие является единственным в России, выпускающим специализированную электроизоляционную целлюлозу, расширяться оно уже не в состоянии. Камнем на шее висят у него долги местной администрации за поставляемое в город тепло — порядка 42 млн рублей. Как рассказал нам глава районной администрации Владимир Захаров, недавно избранный на повторный срок, долг можно погасить лишь в течение нескольких лет.
Как собираются решать эту проблему хозяева завода? К сожалению, хозяев-то мы и не видели. Имена главных акционеров предприятия хранятся в строжайшем секрете. Единственное, что удалось выяснить более-менее достоверно: завод был приватизирован коллективом в 1995 году, но потом каким-то образом все акции перешли в чужие руки. Впрочем, от главного технолога журналистам удалось "выжать" несколько цифр, за достоверность которых он и сам не мог ручаться: 10% акций находится в государственной собственности, 10% — у "Кареллеспрома", по 18% — у двух московских фирм, а остальное вроде как у югославов. Таким образом, завод принадлежит всем вместе и никому в отдельности, и пока по уровню заработной платы занимает всего лишь седьмое место в районе.
Кроме целлюлозного завода, на тучной лесопромышленной ниве района успешно трудятся ОАО "Ладэнсо" (вывозка древесины, 90% всей продукции уходит за рубеж), бумажный комбинат "Ляскеля" (контролируется частными лицами) и Ладожский лесопильный завод. При этом ВСЕХ налогов, включая налоги на прибыль, на имущество, с физических лиц и уже отмененный налог на содержание жилого фонда, за первое полугодие 2002 года в городской бюджет за тот же период поступило всего 29,8 млн. Еще 35,4 млн дала республика. Из этих 67 миллионов 42, напоминаем, — только долг за теплоснабжение.
КАМЕНЬ

12% в структуре промышленности Питкяранты занимает горно-промышленный комплекс, и весь он принадлежит москвичам. Хотя москвичи москвичам рознь.
Предприятие "Гранитная гора" строит в Питкяранте фабрику по переработке щебня. Сейчас здесь работают порядка 90 человек, в перспективе к ним добавятся еще человек 60-70. Пока монтируется необходимое для выпуска щебня оборудование, фабрика выпускает строительный кирпич. "Гранитная гора" исправно платит налоги в местный бюджет (которые после вступления в силу второй части Налогового кодекса значительно сократились) и обеспечивает некоторое количество рабочих мест. Плюс подарки городу — приглашение столичных артистов. Примерно такая же картина на другом московском предприятии — "РК Гранит Ладога", специализирующемся на производстве гранитных блоков и брусчатки. Из 68 работающих здесь трое — гендиректор, главный инженер и начальник горного цеха — приезжие. В будущем численность работников будет увеличена до 150 человек. Что вносит предприятие в экономику района? Все те же налоги плюс рабочие места.
Всего на территории района функционируют 16 горных предприятий, выдано 37 лицензий на недроразработки горно-добывающим предприятиям Питкяранты (вернее уже Москвы). Суммы же, перечисляемые за использование недр, можно назвать смехотворными: за первое полугодие перечислено 1,9 млн рублей за использование природных ресурсов. Можно валить все на законодательство, но есть и противоположные примеры. Мы побывали в "Питкярантском карьероуправлении" — московском предприятии, построенном еще в 1961 году для обеспечения столичных строительных организаций щебнем. Оказывается, между правительством Москвы и Питкярантой существует соглашение, по которому Москва инвестирует не только в экономику предприятия, но и в развитие города. По соглашению в городе были построены 13 жилых домов на 956 квартир и 2 детских сада на 380 мест. В данный момент строится еще один дом на 82 квартиры, часть которых будет передана городу.
ВЫГОДА
Какая же складывается картина? Налоги за добычу карельского камня, относящегося к общераспространенным полезным ископаемым, достаточно невелики. Району остаются только эта сумма плюс рабочие места. Это, несомненно, подспорье, но оно все же не идет ни в какое сравнение с теми прибылями, которые получают камнеразработчики. Не пора ли задуматься о пересмотре отношений? Даже без изменений в налоговом законодательстве можно обязать бизнесменов заключать соглашения с местными администрациями по типу того, которое заключено между московским правительством и Питкярантой. Не стоит бояться отпугнуть инвесторов, нам есть что предложить: дешевая рабочая сила и богатейшие природные ресурсы. Карьеры Питкяранты рассчитаны на 50 лет использования, за это время окупятся самые грандиозные вложения. Пока же район является всего лишь сырьевым придатком, и, по справедливому замечанию мэра Владимира Захарова, в том же положении находятся и республика, и вся страна.