Общество Нам не платят, пока мы молчим

Наталья ВИТИВА
№41 (330) 25.09.2002

Яма для ЖКХ

— По данным Госкомстата, в Карелии задолженность по заработной плате по отраслям экономики составила 169,1 миллиона рублей. Сотрудники вашего ведомства отрапортовали, что долги сокращаются. Действительно ли все так оптимистично?

— У нас в республике в один месяц задолженность по зарплате может повыситься, а в следующем месяце снизиться. И на это влияет масса факторов. Например, в июле, когда нужно было выплачивать отпускные учителям, задолженность по жалованию бюджетников сразу подросла. И на 1 июля она составляла 80 миллионов. Сейчас она на уровне 20 миллионов.

Такие резкие колебания происходят не только в бюджетной сфере, но и в промышленности. Например, стоило только костомукшскому ГОКу своим работникам зарплату за май выплатить не 15 июня, а 25 июня, как задолженность в промышленной отрасли скакнула на 38 миллионов рублей. Были проблемы и у "Петрозаводскмаша". Задолженность этого предприятия по заработной плате составляла 3,5 миллиона. Теперь ее нет. ОАО "Карелрыбфлот" сейчас тоже в списке должников. Его руководитель обещает расплатиться со своими работниками до 1 октября.

— Значит, нам рано говорить в Карелии о жизни без долгов?

— Сумма задолженности в пределах ста миллионов постоянная как константа. Сюда входят предприятия, которые попали под процедуру банкротства. Но один из самых крупных должников по зарплате сегодня — жилищно-коммунальное хозяйство. Рост задолженности колеблется от 3 до 5 миллионов в месяц. Летом она выросла на 8-9 миллионов. Коммунальщики в это время готовятся к зиме. Соответственно, больше средств направляют на эту работу. Сейчас долг по зарплате работникам ЖКХ по республике составляет 64 миллиона.

— Ну и кто же виноват в бедах коммунальщиков?

— Сегодня установлены низкие тарифы оплаты услуг ЖКХ для населения. Да и платят далеко не все квартиросъемщики. Если не получать деньги за коммунальные услуги, то ЖКХ никогда не вылезет из долговой ямы. Общий долг квартиросъемщиков по республике сегодня составляет 180 миллионов рублей. Свыше трех лет не платят за квартиру 7,6 процента населения Карелии, и получить с них долги уже практически невозможно.

— Неужели в задержках зарплаты в ЖКХ виновны только нерадивые квартиросъемщики?

— Нет, большими должниками коммунальщиков являются также и учреждения бюджетной сферы (школы, детские сады и т.д.). Это в основном долги местных бюджетов.

Сегодня наша межведомственная комиссия, контролирующая выплаты зарплаты в организациях республики, ставит задачу перед руководителями районов, предприятий, чтобы они больше работали со своими должниками. Например, в Прионежском районе после такой работы за два-три месяца были погашены долги по зарплате. В Кондопоге и Костомукше сегодня тоже нет долгов по заработной плате работникам ЖКХ.

— Существует ли "черный" список предприятий-должников по выплате зарплаты и кто в него входит?

— Постоянные должники есть. И в этом, можно сказать, "черном" списке предприятия ЖКХ, ОАО "Онежский тракторный завод" и его дочерние предприятия, а также ОАО "Авангард". На ОТЗ сейчас ситуация несколько улучшилась, а у работников "Авангарда" меньше поводов для радости. В настоящее время они получают жалованье только за июнь. Частенько попадает в поле зрения Юшкозерский леспромхоз. Бывают проблемы с Калевальским леспромхозом, Кемским ЛДК и.т.д.

Все — в суд!

— С 1 февраля вступил в силу новый КЗОТ. Он хоть как-то помогает бороться с неплательщиками?

— Безусловно. Например, работники Северо-ладожского бумажного комбината "Ляскеля" после несвоевременной оплаты труда приостановили работу, обратились в суды и выиграли их. Сейчас задолженность погашена, коллективный договор подписан. Работникам комбината выплатили даже за моральный ущерб по 500 рублей каждому и две трети заработка за простой.

Мы рекомендуем всем организациям, профсоюзам, работникам предприятий внимательно изучить трудовой кодекс. Люди должны знать свои права и обязанности, а также обязанности работодателя. Когда же пройдет несколько судов, подобных ляскельскому, руководители предприятий будут думать, насколько опасно несвоевременно платить жалованье своим подчиненным.

— Какие районы сегодня самые проблемные по задержке зарплаты?

— К должникам относятся прежде всего сельскохозяйственные районы: Олонецкий, Пряжинский, Медвежьегорский, Пудожский. Сейчас в сельском хозяйстве увеличилась задолженность по заработной плате почти на 3 миллиона рублей. А произошло это в связи с тем, что предприятия этой отрасли завершали уборку кормов и начали уборку картофеля и овощных культур. Оплата этих работ была повышена. Реализация же растениеводческой продукции в июле-августе оставалась незначительной, а получаемой выручки от животноводческой продукции недостаточно для покрытия затрат по заработной плате в этот сезонный период. Осенью, когда начнется массовая реализация растениеводческой продукции, сельхозпредприятия смогут сократить задолженность.

Крайне неблагоприятная ситуация с выплатой жалованья бюджетникам сегодня складывается только в Медвежьегорском и Пудожском районах. В других районах республики таких проблем нет.

Богачи живут в Костомукше

— А уровень средней заработной платы сегодня растет по республике? Работники какой отрасли больше всего сегодня зарабатывают?

— Если в прошлом году средняя заработная плата по Карелии составляла 4494 рубля, то в нынешнем году она выросла до 5801 рубля. Причем жалованье стало выше практически во всех отраслях. Самый высокий его уровень — в промышленности. В июле средняя зарплата здесь составляла 5801 рубль. В здравоохранении же она держится на уровне 3819 рублей, в образовании — 3551 рубль.

— Какой же район самый богатый на зарплаты?

— В Костомукше средняя зарплата 9217 рублей. Так получают работники ГОКа. Самая же низкая зарплата — 3640 рублей — сегодня в Пряжинском районе.

— Какие меры вы применяете к злостным должникам?

— Наказать неплательщиков мы не можем. Такое право есть у гострудинспекции. У нас же во всех отраслевых министерствах работают комиссии, которые рассматривают состояние дел с выплатой заработной платы. И если, например, нерадивый руководитель сельскохозяйственного предприятия допускает задолженность жалованья своим работникам, то рычагом давления на него может быть отсутствие дотации из республиканского бюджета на закупку топлива и т.д. Если предприятие лесопромышленного комплекса провинилось перед своими подчиненными, то вопрос о выделении новых лесных ресурсов может быть решен не в его пользу. И так на каждую отрасль мы имеем не прямое, но косвенное влияние.