Криминал В паутине наркотиков

Дмитрий ГОРДИЕНКО
№43 (332) 09.10.2002

Карелия криминальная

— Надеюсь, что последние решения Кремля заставят республиканское правительство по-другому взглянуть на существующую в Карелии проблему, — так началась наша беседа с секретарем республиканской межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками Эдвином Алатало. Речь шла о подписанном недавно президентом России указе по усилению борьбы с наркорынком в стране. Затем разговор перешел на республиканские рельсы. — Прогноз, сделанный нами еще четыре года назад, в рамках программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими и психотропными веществами", к сожалению, полностью оправдался.

В прошлом году сотрудниками правоохранительных органов на территории Карелии выявлено 20 преступлений, совершенных организованными преступными группами, и пресечена деятельность 37 преступных групп, действующих в сфере сбыта наркотических веществ. И это только цветочки, — реальная картина, по утверждениям специалистов, страшнее.

— Наркорынок республики твердо встал на ноги и быстро приспосабливается к меняющимся реалиям, — продолжает Э. Алатало. — Год назад, во время антитеррористической операции США в Афганистане, резко сократились нелегальные поставки героина из этой страны. Цены на героин подскочили, и как следствие на нашем наркорынке появилась альтернатива героину — синтетические наркотики-стимуляторы из группы амфетаминов. Наркоманы без больших денег переключились на местные наркотики — грибы из рода псилоцибов.

Это еще раз доказывает: одними запретительными мерами с наркотиками не справиться. В 1998 году при активном содействии МВД была принята республиканская Программа комплексных мер по противодействию наркотикам на 1999- 2000 годы. Программа работала и приносила результат: помимо сугубо милицейских действий, в Карелии велась активная профилактическая работа, направленная против распространения в обществе наркотиков. Карельские специалисты первыми в России разработали совместно с американскими коллегами методику преподавания антинаркотического курса в рамках школьной программы. Но внимание правительства к тому времени было занято другими "животрепещущими" проблемами — выборами, например...

— О полном невнимании республиканских властей к проблеме наркотизации Карелии говорит то, что в республике второй год не принимается вообще никакая программа антинаркотической направленности, — продолжает Эдвин Алатало. — В прошлом году (и то в июле) были приняты лишь аморфные "Комплексные меры", в новом году ситуация повторилась. Рабочая группа по созданию Программы на 2003-2004 годы так и не сформирована. Программа до сих пор не утверждена и все больше рискует не попасть в бюджет будущего года.

Травитесь... на здоровье!

Кому-то может показаться, что наркомания, как мифическая змея, пожирающая свой хвост, изживет сама себя. Однако мнение это опасное.

За девять месяцев этого года в республике зарегистрировано более 250 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, к уголовной ответственности привлечены более 70 человек, что, впрочем, меньше, чем в прошлом году. И этому есть объяснение: в милицейские сводки в связи с наркотиками все реже попадает Сортавала, два-три года назад, без преувеличения, бывшая рассадником наркомании и "оптовым поставщиком" печальной статистики: за 9 месяцев прошлого года к уголовной ответственности там были привлечены 78 человек. За тот же период года нынешнего — 31.

Круг разорван?

Безусловно, во многом улучшение наркоситуации в Сортавале произошло из-за неустанной работы сотрудников отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН). Местные обноновцы и их коллеги из ОБНОН МВД республики провели колоссальную работу, задержав с поличным и обеспечив "путевками на нары" несколько десятков поставщиков зелья и перекрыв каналы доступа героина в карельское Приладожье. Однако наряду с этим именно в Сортавале впервые в республике оперативные методы борьбы с наркоманией тесно переплелись с профилактической работой, которую уже четвертый год ведет муниципальный Центр психолого-педагогической помощи. То, что пока не слишком удается на республиканском уровне, сумели решить районные власти, напрямую столкнувшиеся с угрозой тотальной наркотизации.

— Наш центр был создан в 1998 году, — говорит руководитель Центра Софья Чадранцева. — Основные направления деятельности — помощь подросткам, оказавшимся в кризисных ситуациях. У нас работают логопеды, опытные психологи, помогающие ребятам, запутавшимся в сложных жизненных ситуациях. Волонтеры не поучают подростков, не пугают их, рассказывая о вреде наркотиков, но помогают так устроить досуг, что у тех пропадает желание "садиться на иглу".

Все консультации в Центре анонимные. Поэтому и приходят туда подростки со своими проблемами, не боясь их огласки, а среди них — немалое количество тех, кто попал в сети наркозависимости.

— В нашем Центре есть отдел профилактики наркомании, где наряду со специалистами-профессионалами работает группа из 25 подростков — волонтеров, обученных нами в рамках программы "Ровесник — ровеснику", — рассказывает С. Чадранцева. — Это единственная в республике реально работающая группа. И ее работа приносит плоды, ведь подростки зачастую в большей степени открыты и доверяют сверстникам, чем взрослым. Волонтеры не агитируют за здоровый образ жизни, но помогают ребятам поверить в себя, найти занятие для души, тем самым отрезав им путь к наркотикам.

Пример Сортавалы вполне укладывается в рамки общемирового опыта борьбы с наркотиками. Именно "борьбы", а не "войны", потому что только длительная борьба приносит результат, война же, если верить Платону, бесконечна — она "заканчивается лишь тогда, когда никого из воюющих не остается в живых". Поймут ли это республиканские чиновники, до сих пор убежденные, что проблему наркомании можно решить лишь репрессивными методами?