На прошлой неделе президент страны подписал очередной указ, на этот раз — об усилении борьбы с контрафактной продукцией. Немногие задумываются над тем, насколько часто они сталкиваются с этой самой контрафактной, то бишь с поддельной, продукцией. Далеко не все постоянно приобретают видео- и аудиокассеты, диски DVD, электронику... Пьют же многие, и зачастую пьют то, что пить совсем не рекомендуется.
Страшная статистика
Официальная статистика показывает, что ежегодно в России от "случайного отравления алкоголем" умирает более 30 тысяч человек. Население небольшого города. Ежегодно в нашей стране выявляются сотни подпольных цехов по производству нелегального алкоголя. Свыше 400 тысяч человек причастны к незаконному изготовлению и реализации горячительных напитков. Поэтому рано или поздно практически на любом столе может оказаться бутылка "паленой" водки.
Явление приобрело настолько масштабный характер, что им вплотную занялось государство: разработана государственная политика по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
"Паленая" водка делится на две категории: нелегальная и поддельная. С нелегальной — просто. Это совершенно нормальная водка, которой торгуют в обход налоговых органов. На здоровье граждан она при умеренном употреблении не сказывается. Другое дело — водка фальсифицированная. Понятие фальсифицированной пищевой продукции закон определяет следующим образом: пищевые продукты, умышленно измененные или имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной. Откуда берется эта гадость? Попробуем проследить всю технологическую цепочку.
Химичат повсюду
Спирт, из которого впоследствии изготавливается "паленая" водка, производится на гидролизных заводах для нужд авиационной, химической и другой промышленности. При этом готовую продукцию заводы продают всем желающим, никакого лицензирования тут не требуется. Правда, существует определенный порядок квотирования, но на практике эффекта от них никакого. Ситуация парадоксальная: покупатель, который приобрел спирт без квоты, будет нести ответственность, а завод-продавец — нет.
Далее этот спирт, который, как вы сами понимаете, к пищевому никакого отношения не имеет, развозится по точкам, которые принято именовать "подпольными цехами по изготовлению алкогольной продукции". Причем очень часто случается, что оборудование этих цехов мало чем уступает заводскому. Тара, пробки, этикетки — все как надо, даже акцизные марки очень похожи на настоящие.
Характерный пример. Недавно в Петрозаводске появилась поддельная водка производства якобы местного ЛВЗ. Я лично держал в руках эту бутылку, но никаких различий с настоящей продукцией завода не нашел.
На вкус и цвет похожие, но разные внутри
Да и само содержимое бутылки зачастую оказывается по виду и вкусу почти неотличимым от изготовленной в заводских условиях водки. Вызвано это вот чем. Раньше все посторонние примеси в техническом спирте можно было, что называется, увидеть и ощутить. Теперь же эти добавки в основном не имеют ни цвета, ни вкуса, ни запаха.
Конечно, "паленая" водка — это не метиловый спирт, который от этилового отличается лишь на молекулярном уровне, одна столовая ложка которого вызывает при благоприятном исходе слепоту на оба глаза, а в обычных случаях — летальный исход. Однако в определенной концентрации примеси технического спирта очень опасны для здоровья. Но заводы зачастую добавляют меньше примесей, нежели требуется. При разбавлении же спирта водой концентрация снижается настолько, что начинает укладываться в определенные законом рамки. И единственное, на чем можно такую продукцию поймать, — некоторые посторонние включения, проще говоря: осадок.
Самым проблемным регионом в отношении производства "левой" водки, по словам петрозаводских милиционеров, является Кабардино-Балкария. Ребята, ездившие туда в командировки, рассказывали случаи, которые были бы смешными, если б не были грустными. Если прийти по адресу завода-изготовителя, указанному на этикетке, можно вполне оказаться... в жилом доме. Маленькая фирмочка, получившая лицензию на изготовление, вполне легально разливает водку прямо дома и очень здорово экономит на экспертизах. Вместо того чтобы сертифицировать каждую партию товара, ушлые производители все "произведенное" выпускают под одной датой выработки, как одну партию. Вот и получается, что за сутки такой домашний заводик производит 65 тысяч бутылок — железнодорожный вагон. Нашей петрозаводской "ликерке" такое под силу только в том случае, если все поточные линии одновременно будут выпускать только одно наименование продукции, чего никогда не бывает.
Опасные шкалики по дешевке
Потом эта продукция, качество которой, как вы сами понимаете, вызывает некоторые сомнения, попадает к нам на стол. Причем еще совсем недавно это было практически невозможно. Милиция отслеживала КАЖДУЮ партию спиртного, завозимого из-за пределов Карелии. Выяснялась вся цепочка, по которой прошел товар от завода-изготовителя до магазина. Но поскольку такая работа требовала серьезных материальных затрат, а лишних денег у МВД нет, то финансирование было частично возложено на местных оптовых продавцов алкогольной продукции. Впоследствии эта практика Верховным судом России признана "несвойственной работе милиции" и отменена.
Сегодня нельзя с точностью сказать, что за водку вы купили. Если подпольные изготовители не схалтурили и внешних признаков подделки на бутылке нет (порванные этикетки, плохо наклеенные акцизные марки), то отличить настоящую водку от "паленой" без лабораторных исследований практически невозможно. Даже по вкусу она может не отличаться от заводской, но при этом какая-нибудь бесцветная, безвкусная и никак не пахнущая гадость будет методично подтачивать ваш организм.
Один из последних случаев. Продавалась в одном магазинчике на Кукковке водка производства Кабардино-Балкарии, разлитая по любимым народом "шкаликам". Милиционеры обратили внимание на странный осадок и взяли пару образцов на экспертизу. При лабораторном исследовании выяснилось, что акцизные марки на бутылках были поддельными. 28 тысяч бутылок "паленки" были благополучно изъяты.
Но завезено-то в республику было, как следует из документов, 40 тысяч бутылок! То есть 12 тысяч этих шкаликов мы с вами уже благополучно выпили. В данном конкретном случае ответственность понесет магазин — по правилам торговли продавцы обязаны проверять качество продукции по внешним признакам.
Баба Маня убивает не сразу
Вообще-то торговать поддельной водкой постепенно становится немодным. Гораздо выгоднее и безопаснее заниматься самим спиртом. Особенно хорошо это идет в глубинке: дешевизна денатурата и какое-никакое отличие от тройного одеколона создали спирту репутацию любимца карельской деревни. Практически в каждой из них есть дом, в котором живет универсальная баба Маня, у которой в любое время дня и ночи можно разжиться "спиртяжкой" по твердой цене за 100 граммов. Разумеется, присутствуют система скидок и кредит постоянной клиентуре. Самое интересное, что ничего с этой бабулей сделать нельзя. Ее нужно судить за незаконное предпринимательство, а это понятие включает в себя два компонента: система и прибыль. Если систематичность правонарушений с горем пополам доказать можно, то как высчитать прибыль? Никакой бухгалтерии баба Маня, естественно, не ведет. Так что привлечь ее можно разве только по 238-й статье Уголовного кодекса: торговля товаром, опасным для жизни и здоровья. Но недавно по этой статье судом был вынесен оправдательный приговор, и теперь прокуратура относится к ней очень осторожно. А деревня продолжает пить.
В милиции вспоминают, как пару лет назад в Кондопоге стали активно торговать спиртом. Каналы его поступления в город оставались неизвестными. Но после оперативной разработки их все же удалось установить. Спирт возили... в машине "техпомощи". Под верстаками там были приделаны две емкости: одна на две, другая — на две с половиной тонны.
P.S. Автор благодарит Межрайонный отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и лично Леонида Попкова за помощь в подготовке материала.