Политика Выборы бывают разными: чистыми и грязными

Григорий ВОЕВОДИН
№45 (334) 23.10.2002

То, что вы прочитаете ниже — не отчет о том, как проходили выборы в Пудожском округе. Это всего лишь некоторые наблюдения. То, что я видел собственными глазами и слышал собственными ушами в день голосования, то, о чем мне рассказали пудожане, то, что я узнал чуть раньше. Для чего? Быть может, для того, чтобы мы могли еще раз осознать: бывают политтехнологии, бывает жгучее желание людей, обладающих мощнейшими ресурсами, а бывают наша голова на плечах и наш собственный выбор. Он-то в конечном счете все и решает.

Провожал маму в Сенную Губу за неделю до выборов. Ее "комета" уходила на полчаса позже, чем теплоход на Шалу. С удивлением обнаружил в расписании, там, где написано, что на Шалу "кометы" ходят по четным числам, приписку: "по 20 октября рейсы на Шалу выполняются ежедневно". По словам пудожан, "кометы" идут на две трети пустые. Если при полной их загрузке пароходство все время жалуется на убытки от пассажирских перевозок, что уж говорить о таких вот рейсах. Но ведь нужно мотаться туда-сюда чиновникам, депутатам и московским политтехнологам. Вот и пришлось пароходству "прислушаться" к чьему-то пожеланию. Убытки от пассажирских перевозок, кстати, должен компенсировать бюджет...

К слову о тех, кто ездил в Пудож перед выборами агитировать против Попова. Можно, конечно, допустить, что Союз пенсионеров "Северные колокола" стал настолько мощной организацией, что имеет кучу свободных денег для того, чтобы мотаться по Пудожскому району и устраивать в деревнях праздники с чаем-печеньем-конфетами. Источники их доходов нам неизвестны. А вот что делали в Пудоже и в районе в рабочее время многочисленные министры карельского правительства и получали ли за свои поездки командировочные, узнать хотелось бы. Нет, конечно, министры должны хоть иногда бывать в глубинке. Но отчего все разом — и именно в Пудожский район? А еще по деревням раскатывал нынешний мэр Олонецкого района господин Титов с рассказами о том, как плохо теперь живется району после того, как в нем побывал мэром Попов. Или его поездки были оформлены как обмен опытом с пудожским мэром Курициным?

На неделе, предшествующей голосованию, по почтовым ящикам пудожан были разбросаны две газеты. Одна — небезызвестный "Набат Северо-Запада", который вот уже полгода как разыскивает прокуратура. Всплыл он именно в Пудоже, о содержании можно отдельно не говорить: просто "чернуха". Второй случай еще интереснее. Уже год в районе издается газета "Пудожский уезд". Накануне выборов в ней публиковалось немало материалов, оплаченных из фонда Василия Попова.

В прошлую же среду район завалили лже"Пудожским уездом". Подделка под настоящее издание на первой полосе содержала очередной компромат на Попова. Разумеется, делателей подпольной фальшивки не найдут: так уж у нас в Карелии повелось, что все фальшивки остаются безнаказанными для их изготовителей.

Кинопередвижка — замечательное напоминание о светлом прошлом и одновременно — новый способ оболванивания. По всем деревням района разъезжала некая бригада: вывешивали в центре, прямо на улице, большой экран и показывали жителям "кино". Кино было разное, в сюжетах встречались даже жители тех самых деревень. А посреди показа, как чертик из табакерки, вдруг "выскакивали" сюжеты, снятые в Олонецком районе про "плохого мэра Попова". Так, случайно...

Без всякого стеснения в день голосования государственный служащий, замминистра печати Ванда Феликсовна Патенко разъезжала по избирательным участкам района на служебной машине. Шушукалась о чем-то с наблюдателями от правительственного кандидата, давала какие-то ценные указания милиционерам, дежурившим на участках, и уезжала в следующую деревню. А в Пудожгорском даже без стеснения записалась вечером наблюдателем от правительственного кандидата и строго следила за подсчетом голосов. Правительственному кандидату это, правда, не помогло — местные жители его "прокатили". А вообще же черных, серых и белых "Волг" в этот день в Пудоже было едва ли не больше, чем в Петрозаводске. Почему-то с трудом верится, что командировочные водителям и бензин оплачивались не из бюджетов тех ведомств, откуда прибыли многочисленные начальники "поддержать" своего.

Кроме Ванды Феликсовны, по деревням разъезжало несколько машин с непонятными молодыми людьми. Серая "восьмерка" и белая "девятка" были замечены в день голосования около избирательных участков в разных местах, причем всегда вместе. Они подолгу беседовали о чем-то с наблюдателями и членами комиссий от Анатолия Корсакова, на которого делали ставку власти, затем начинали кататься по деревне. Что они там делали или собирались делать, трудно сказать. Хотя практически везде после их приезда на участках появлялись несколько весьма нетрезвых избирателей. Милиционеры, дежурившие на участках, разводили руками: "А что мы можем сделать? Они говорят, что приехали в гости, и мы не имеем права их гнать".

На многих участках членами избирательных комиссий от Анатолия Корсакова были московские политтехнологи. Они и не думали этого скрывать. С одним мне даже удалось поговорить. Молодой человек рассказал о том, что выборы — его профессия, что в принципе ему симпатичен Попов и что вообще ему гораздо интереснее работать на тех выборах, когда выбираешь человека, оппозиционного властям. А здесь, мол, не так интересно — в руках все ресурсы, но работа есть работа...

Ресурсов было действительно много. Денег — просто без счета. В разных местах нам рассказывали о том, что в субботу накануне выборов по деревням ходили люди и предлагали желающим по 100 рублей в обмен на обещание проголосовать за Корсакова. В Пудожский РОВД и в окружную комиссию ушло заявление от жителя поселка Онежский, в котором он подробно описывает, как его пытались подкупить.

Еще немного о политтехнологах и их "работе". О некрасивой истории с редактором "Пудожского вестника" Сергеем Бразюком мы уже писали не раз. Напомним: усомнившись в его благонадежности, власти отправили Бразюка в отпуск против желания. Исполнять обязанности редактора был назначен некий москвич по фамилии Шустов, по образованию — космический медик. В понедельник, когда уже были известны итоги выборов, мы позвонили в редакцию "Вестника", чтобы задать господину Шустову несколько вопросов. Нам ответили: "Такого человека не существует". Вот те на...

В субботу по дороге в Пудож нашу машину остановила в Повенце милиция. На вопрос, с чем связана проверка, нам ответили: "Завтра в Пудоже выборы". Сам Пудож в день голосования напоминал зону военных действий. Был пригнан ОМОН, плотность милиции превышала любые разумные пределы. МВД у нас — структура федеральная, приказать напрямую карельские власти им не могут. Но у меня сложилось впечатление, что если не было приказа, то было некое "пожелание" реагировать на любое обращение со стороны "своих" и как можно меньше обращать внимания на требования наблюдателей от Попова. Потому что вели себя "правоохранители" именно так.

Как тщетными оказались и попытки окружной комиссии изменить итоги выборов: в Пудоже на одном участке неоднократно пересчитывали голоса, в одну из деревень выезжал юрист с целью отменить итоги выборов, до 6 утра комиссия не подписывала протокол. Но слишком чисто прошли выборы со стороны Попова и слишком много было свидетелей подсчета голосов на всех участках. Причем это были серьезные свидетели: депутаты ЗС, Петросовета и журналисты, приехавшие за свой счет на своих собственных машинах, чтобы не допустить подтасовки выборов. Только к шести утра комиссия смирилась с исходом: Попов победил.

Впрочем, это мелочи. Мелкие пакости, на которые люди идут не от большого ума, а от бессилия и злобы. Как от бессилия и злобы поливали грязью в течение долгого времени "Губернiю" с экранов "Ники плюс", пытаясь снизить у читателей доверие к нашей газете. Обидно, что в игру под названием "грязные выборы" было вовлечено много людей, которых использовали в качестве пешек. Политтехнологи получат свою зарплату, пусть и без премии за выигранные выборы, и отбудут восвояси. А люди, которых использовали, останутся здесь.

А жители Пудожского района показали всем, что оболванить их не удастся. Они оказались мудрее и не поддались на подкупы и откровенные провокации. Черные технологии на этот раз не сделали своего черного дела. И это радует.