Культура Куклы раздора

Наталья ЕРМОЛИНА
№50 (339) 27.11.2002

О своих авторских правах заявила известная кукольница Любовь Малиновская, разработавшая авторскую серию кукол и обнаружившая, что ее творения научились подделывать. Куклы "под Малиновскую" успешно продают в нескольких торговых точках города. Сама Любовь тоже торгует куклами — она является директором частного предприятия "Кукла-М", которое тиражирует ее авторские коллекции. Любовь Ивановна оспаривает свои права, так как, по ее мнению, несет моральные и материальные убытки из-за подделки своих коллекций.

В суде известная кукольница, являющаяся и сотрудником Дома куклы Татьяны Калининой, заявляет, что авторство ее коллекции подтверждается участием во многих республиканских и всероссийских выставках, в том числе авторские куклы Малиновской были выставлены в отдельном павильоне на ВВЦ в Москве.

По предположениям Малиновской, ее кукол клонирует в подпольном пошивочном цехе ее бывшая швея, когда-то работавшая на Дом куклы, но уволенная за воровство и недобросовестное отношение к работе. Швея похитила выкройки и лекала Малиновской, прихватив по ходу дела и некоторые материалы, и после увольнения стала шить и сдавать в реализацию кукол.

В суд по иску Малиновской пришли представители частного предприятия, торгующего в нескольких точках города сувенирной продукцией, в том числе и куклами раздора.

Свое решение подать в суд Малиновская обосновывает не только тем, что за ее идеи кто-то другой получает прибыль, но и тем, что поддельные куклы выполнены гораздо хуже, из некачественных материалов и наспех, а стоят в два раза больше, чем у самой Малиновской (по ценам Художественного салона).

Чтобы выйти на след предприятия, делающего ее кукол, Малиновская даже нанимала частного детектива, который и привел ее к недобросовестной швее. Когда Малиновская попыталась войти со своей бывшей сотрудницей в контакт, та предложила откупную сумму. В результате стороны не договорились, и Любовь подала в суд.

В итоге перед судом предстали не только потерпевшая и обвиняемая стороны, но и четыре куклы: домовой Кузя и домовушка Сонечка (по Малиновской) и их клонированные братья и сестры Фенечка и Венечка. Во время слушаний было опрошено около десятка свидетелей, подтверждающих авторство кукольной коллекции Малиновской. Но судья был вынужден отложить слушания до проведения профессиональной экспертизы, которая будет заказана аж в Петербурге при Министерстве юстиции России. А заключение местных экспертов в лице искусствоведа Григория Салтупа и председателей нескольких художественных союзов суд счел некомпетентным, чем поставил под сомнение профессиональный уровень и компетенцию целого ряда деятелей культуры.

Поскольку процесс, апеллирующий к Закону об авторских правах, в Карелии проходит впервые, слушания его переносятся на неопределенный срок, так как ни судья, ни защитники, ни потерпевшая не имеют опыта ориентирования в вопросах плагиата и наказания за него.