Криминал Гибель титана

Матвей ОРЛОВ
№3 (346) 15.01.2003

Своих олигархов в Карелии знают хорошо. Чужих нам вроде бы и не надо. Однако волей судьбы мурманский олигарх Альберт Филиппович Леванов оказался в Петрозаводске. Правда, не в качестве гостя, а в качестве заключенного. Шестидесятипятилетний Леванов обвиняется в подготовке заказного убийства.

Леванов для Мурманска — все равно что Виталий Федермессер для Карелии. Для Мурманска Альберт Филиппович — это и Ледовый дворец, и клуб "Альбатрос", и множество хоккейных площадок. Бывшего главу "Севрыбхолодфлота" знает весь Северный бассейн, его до сих пор частенько называют "рыбным генералом".

Заказное убийство, в подготовке которого обвиняют Леванова, должно было произойти не в Петрозаводске, а в Мурманске. Тем не менее читателям "Губернiи" история противостояния Альберта Леванова и совладельца "Севрыбхолодфлота" Владимира Блинского наверняка будет интересна. Почему? Потому что решением заместителя генерального прокурора России следствие вел отдел по особо важным делам Прокуратуры Республики Карелия. Потому что сам мурманский олигарх Новый 2003 год встретил в Петрозаводске в следственном изоояторе на улице Герцена, где провел уже несколько месяцев. Наконец, потому что это — история о человеческих отношениях и о том, как на них влияют деньги и жажда власти.

"Имея умысел на умышленное причинение смерти..."

В постановлении о привлечении Леванова в качестве обвиняемого от 12 августа, подготовленном старшим следователем прокуратуры Карелии Егоровым, все четко и логично. Как и должно быть в официальной бумаге такого ранга. Утверждается, что "в весенне-летний период 2001 года Леванов А.Ф., являясь генеральным директором ОАО "Севрыбхолодфлот" в г. Мурманске, имея умысел на умышленное причинение смерти заместителя председателя Совета директоров данного ОАО и своего партнера по бизнесу Блинского В. Г., являющегося обладателем значительной части акций ОАО, из корыстных побуждений для получения возможности завладеть контрольным пакетом ОАО, совершил подготовительные действия, направленные на создание необходимых условий для убийства Блинского".

Что конкретно сделал Леванов? По мнению следствия, Альберт Филиппович приехал в Москву и предложил своему знакомому Кузнецову организовать убийство Владимира Блинского. Сумма, предложенная в качестве вознаграждения, редко упоминается даже в голливудских боевиках про киллеров — 500 тысяч долларов, то есть более 15 миллионов рублей.

В обвинительном заключении написано, что переговоры с Кузнецовым Леванов вел в его автомашине. Альберт Филиппович предоставил собственноручно сделанные планы-схемы места жительства Блинского с указанием расположения комнат и места работы с указанием этажа, где расположен офис Блинского. Кроме того, Леванов сделал на бумаге с планами-схемами собственноручную запись о марках и номерах автомашин, на которых ездят Блинский и его супруга, а также о графике работы Блинского и времени возвращения его домой. Леванов предложил Кузнецову несколько вариантов убийства Блинского. Первый — просто взорвать машину Блинского, второй — организовать ДТП со смертельным исходом по пути следования Блинского на работу или с работы домой.

Как указано в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, "Кузнецов О. В. принял предложение Леванова А. Ф. об организации убийства Блинского, но впоследствии добровольно отказался, в связи с чем преступный умысел Леванова не был доведен до конца..."

В конце 2001 года по заявлению Владимира Блинского мурманская областная прокуратура возбудила против Альберта Леванова уголовное дело. Леванов в течение нескольких месяцев находился то в Норвегии, то в Германии. Возможно, скрывался от правосудия. Объективности ради дело передали в Карелию, так как в Мурманске Леванов — фигура чересчур значимая. 12 августа 2002 года Петрозаводский городской суд избрал для Альберта Филипповича следующую меру пресечения — заключение под стражу. Основанием для вынесения решения послужило постановление следователя Егорова о приводе свидетеля Леванова. ФСБшники задержали Леванова на курорте в Анапе и доставили в Петрозаводск. Мурманского олигарха посадили в СИЗО на ул. Герцена.

Такова официальная версия неудавшегося заказного убийства.

Кто кого заказал?

В Мурманске говорят, что еще неизвестно, кто кого заказал. Друзья Леванова не раз слышали, как Альберт Филиппович жаловался: его хотят убить. Не превратилось ли это подозрение в навязчивую паранойю — неизвестно. Зато известно, что "антикиллер" Кузнецов, который, по версии прокуратуры, сначала взялся за убийство Блинского, а потом добровольно отказался, писал на пленку все свои разговоры и с Левановым, и с Блинским. Есть версия, что Кузнецов решил получить деньги и с заказчика, и с заказываемого. По слухам, в один прекрасный день он пришел к Альберту Филипповичу и сказал, что Блинский готовит на него покушение, а затем Кузнецов отправился к Блинскому и сообщил, что Леванов хочет его убить. Один из участников "переговоров", Леванов, утверждают его друзья, послал Кузнецова куда подальше, зато другой, Блинский, обратился в ФСБ.

Против Кузнецова было возбуждено уголовное дело, то есть слухи не так далеки от истины. Впоследствии волей прокуратуры из обвиняемого Кузнецов перекочевал в свидетеля. Вспоминается старая шутка "сыщиков": "Лучше хороший свидетель, чем плохой обвиняемый".

Адвокаты Леванова (а их у Альберта Филипповича с полдюжины) возмущены фактом заключения их подзащитного под стражу. По мнению следователей и судей, Леванова неоднократно извещали о явке на допрос, но он предпочитал скрываться. Мол, специально даже в Германию сбежал. Люди, посвященные в историю семьи Леванова, утверждают обратное. В Германию Леванова привела тяжелая болезнь супруги. Ее там несколько раз оперировали, но так и не смогли спасти. Что касается явки к следователю, то ни одной повестки на руки Леванову под расписку так и не вручили. Следователь Егоров утверждает, что оповещал мурманчанина по телефону и заключение под стражу — вынужденная мера, дабы Леванов опять не сбежал. В результате спустя пару месяцев, проведенных в СИЗО, Альберт Филиппович угодил в Межобластную больницу Медвежьегорска. Не удивительно, ведь у Леванова целый букет болезней: атеросклероз аорты, ишемическая болезнь сердца, хронический простатит, остеохондроз — и это еще не полный список. За больного вступился даже губернатор Мурманской области Евдокимов, обратившийся к прокурору Карелии Панасенко. Адвокаты просили выпустить Леванова под залог или подписку о невыезде, но ходатайства были отклонены.

В прокуратуре Карелии от комментариев по делу Леванова отказались. Почему? Слишком шумное дело. Шумное не у нас, в Мурманске. На вопрос, нет ли попыток оказать давление на следствие, работник прокуратуры, пожелавший остаться неизвестным, ответил: "Можно так сказать".

В настоящее время дело находится на завершающей стадии. Леванов уже знакомится с материалами. Скоро суд, который, очевидно, будет происходить не у нас.

Войны большого бизнеса

История не так проста, как кажется на первый взгляд: мол, один заказал другого, да не сложилось. Мурманские бизнесмены из, казалось бы, частного явления делают глобальные выводы. Капиталу стало тесно в Москве и Питере, и он пошел в регионы. Это нормальный, закономерный процесс. Многие имеют виды на северный флот. Когда стравливают основных владельцев акций флота, общий бизнес тут же трещит по швам и есть возможность урвать долю.

Без покровительств Альберта Филипповича Блинский никогда не поднялся бы так высоко. Начинал Блинский слесарем на турбазе "Севрыбхолодфлота", но благодаря Леванову со временем дорос до совладельца и руководителя флота. Трудно сказать, когда именно пробежала черная кошка между Альбертом Левановым и Владимиром Блинским. Борьба за власть вылилась в страшные игры. По решению суда Леванов может получить 10-15 лет тюремного заключения.

Уголовное дело против Леванова, скорее всего, лишь звено в цепочке подчинения "Севрыбхолодфлота". 19 августа 2002 года Владимир Блинский стал директором предприятия при любопытных обстоятельствах. Метод корпоративного шантажа, пришедший к нам из США, многократно проверен. Покупается несколько акций предприятия. Перед законом равны все собственники предприятия. Новоиспеченный собственник жалуется в суд на ущемление своих прав, выдвигает претензии и добивается их удовлетворения.

Некий Леонид Якушенко, владелец 28 акций "СРХФ", житель Новокузнецкого района Кемеровской области, обратился в местный суд с солидным списком претензий. Главная: директор Леванов ущемляет его права как акционера. 14 июня 2002 года районный суд города Новокузнецка Кемеровской области вынес следующее решение:

* признать несостоявшимся годовое собрание акционеров ОАО "СРХФ" от 25 мая 2002 года;

* отстранить от исполнения обязанностей генерального директора ОАО "СРХФ" Леванова;

* утвердить генеральным директором ОАО "СРХФ" до проведения очередного собрания акционеров заместителя председателя Совета директоров ОАО "СРХФ" Блинского.

Никто из членов Совета директоров и руководства "СРХФ" не был уведомлен о данном судебном заседании ни в устной, ни в письменной форме. Решение суда, как было сказано в документе, "подлежит немедленному исполнению в соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса РФ". Однако руководству "СРХФ" решение было предъявлено лишь 14 августа 2002 года, когда Леванова как раз изловили и отправили в следственный изолятор.

Прошла череда судов, но факт остается фактом — Владимир Блинский стал директором "Севрыбхолодфлота".

— Весь мурманский флот в принципе находится в сложном положении, — говорит руководитель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Севера Геннадий Степахно. — Не приходится сомневаться, что инициатор всех событий во флоте не только заместитель Леванова Блинский. За ним стоит кто-то сильный и с деньгами.

Послесловие

"Губернiя" не бралась выяснить, виновен ли Леванов в подготовке заказного убийства или нет. Газета не имеет таких прав, приговоры пусть выносит суд. Дело Леванова не так просто, как кажется на первый взгляд, но в нем, похоже, нет ни "хороших", ни "плохих". Все защищают свои интересы, а на войне все средства хороши.

Борьба за власть мурманских (и, очевидно, не только мурманских) бизнесменов интересна и потому, что такие же методы переподчинения предприятий апробируются и в Карелии. Московский бизнес рвется в регионы, значит, будет драка. Помяните мое слово.