К счастью, не на ходу, а так – на остановке. Пенсионер не был пьян и не приставал к невинным пассажирам. И расправились с ним не хулиганы обезбашенные, а контролер, кондуктор и милиция. Да еще один офицер-доброволец, завсегда готовый встать на защиту законности и порядка. Причиной столь "принципиального" обращения с пожилым человеком явилось то, что не было у него с собой паспорта.
Впрочем, все по порядку. Рано утром в одно из недавних воскресений он ехал, как обычно, "пятым" автобусом в школу-интернат, где уже много лет работает воскресным воспитателем. Билет он, естественно, покупать не стал, резонно считая, что 67-летний возраст и звание "Ветеран труда" — вполне достаточные основания для бесплатного проезда. Он предъявил кондуктору свое пенсионное удостоверение с печатью о ветеранстве и тут узнал, что этого документа для доказательства своего права на бесплатный проезд недостаточно. В пенсионном удостоверении нет фотокарточки, а потому к нему нужно дополнительно прилагать паспорт или любое другое удостоверение личности. Ведь сейчас развелось много жуликов. Старики так и норовят воспользоваться чужими пенсионными документами, подделывают печати, дабы под прикрытием своих седин прокатиться на халяву.
Здесь следует заметить, что правом на бесплатный проезд у нас в стране обладают не все пенсионеры. Одного лишь возраста здесь недостаточно. Нужно обладать еще званием "Ветеран труда". Другое дело, что удостоены этого звания в Карелии очень многие: 20 лет трудового стажа в районах, приравненных к районам крайнего севера, – вот ты уже и ветеран. Но соответствующая печать нужна. А то мало ли. Автоколонна и так бедствует, федеральные власти денег на исполнение своего же закона не дают, республиканское руководство подсчитало, что ветеран в среднем нуждается то ли в полутора, то ли в двух с половиной поездках в месяц. А тут еще и жулье разное примазывается. Потому, согласно инструкции, кондукторы и просят предъявить дополнительно к пенсионному еще какое-нибудь удостоверение личности.
Но у нашего пенсионера паспорта с собой не было. Ну не носит он с собой паспорт. Чтобы не истрепать, а то и не ровен час не потерять. Не завел он как-то такой привычки. Как нам объяснили в Автоколонне-1126, в таком случае кондуктор вправе потребовать оплатить проезд, а контролер должен или оштрафовать ветерана, или высадить его из автобуса. Но платить и высаживаться наш герой категорически отказался. Может, он, конечно, был не прав, но ведь из-за отсутствия в кармане паспорта он не переставал быть Заслуженным работником культуры, Отличником народного образования, Заслуженным тренером Карелии да и просто пожилым, немало сделавшим для своей страны человеком. Почему, честно прожив почти 70 лет, имея более 40 лет трудового стажа, он должен доказывать, что он не мошенник. Тем более что пенсионное удостоверение у него правильное и печать о ветеранстве настоящая. Какое удостоверение ему выдали, с таким он и живет. Почему он должен платить за проезд, если заслужил уже право не платить? Он попытался объяснить, что он спешит на работу, что должен сменить воспитателей ночной смены, что его ждут дети. Он предлагал забрать его пенсионную книжку – он же приедет за ней с паспортом, и все убедятся, что он настоящий пенсионер, а не поддельный. Но контролер и кондуктор были непоколебимы. А если удостоверение чужое? Ищи-свищи потом пять навеки упущенных рублей. Нельзя так.
Из "стакана" у "Северной" гостиницы контролерша позвала двух милиционеров. Объяснила им ситуацию и попросила высадить упорного мужчину из автобуса. Время было раннее, восемь раздраженных пассажиров давно уже устали от всех этих пререканий, все они куда-то опаздывали и тоже стали просить милиционеров избавить их от этого упрямого "правонарушителя". В принципе милиционеров тоже можно понять. Налицо нарушение общественного порядка. Они поднатужились и принялись выволакивать пенсионера к выходу. Не замедлила подоспеть и помощь – один из самых неравнодушных пассажиров, некий офицер-доброволец, решил помочь молодым стражам правопорядка и присоединился к выпихиванию старика…
Что было дальше? В принципе ничего страшного. По словам пенсионера, он не успел удержаться в свои 67 лет и упал лицом в снег. По словам милиционеров и контролера, они не помнят, чтобы он падал. Шапка только с него слетела. Да и все. Травм он не получил. И на следующем троллейбусе уже доехал до работы. В троллейбусе, к слову, кондуктор вполне довольствовалась его удостоверением без фотографии.
Грустная это история. Вроде все поступили согласно букве правил. Но неужели не было другого, более гуманного выхода из этой ситуации? Что хуже, поверить жулику или унизить честного человека? Я задавал этот вопрос нескольким специалистам, занимающимся социальной защитой населения. Ответить они затруднялись, переводя разговор в область документов и печатей. Да и из-за чего шум? Никто не пострадал. Обошлось без травм. И на работу все попали. Только человек потом несколько ночей не спал, вспоминая своего отца, канадского финна, репрессированного в 1941 году лишь за то, что, по мнению власти, теоретически мог оказаться иностранным шпионом. Многое ведь вспоминается в такие минуты. И как били его в горкоме комсомола за то, что, участвуя в спартакиаде народов СССР, не захотел вместе со всеми совершить культпоход в Мавзолей. И как боялся в андроповские времена днем выходить на улицу – объясняй потом, что воспитатель ты воскресный и имеешь право в будние дни быть не на работе. Почему же так? Словно находимся мы в состоянии постоянной войны с собственной страной, которая в каждом из нас изначально видит жулика, вора и мошенника. Грустно все это как-то. И противно.