Общество Не мешайте работать

Наталья ВИТИВА
№3 (346) 15.01.2003

О том, что к офтальмологической службе в Карелии относятся как к падчерице, ни для кого не секрет. К очереди на операцию на глаза длиной в 1,5-2 года народ привык. Но понять, почему так сложно попасть на обычный прием к окулисту в своей поликлинике, людям трудно. Зачем мучаться, добывая с раннего утра номерок, если по нему в назначенное время все равно не примут: приходится сидеть в очереди не один час?! "Поликлиника нынче — своего рода ускоренные курсы по обмену опытом между больными, — заявила одна из наших читательниц, вернувшись с приема офтальмолога. — Но виноваты ли в этом наши городские врачи? Пойдите и посмотрите, в каких условиях они работают". И мы пошли и посмотрели.

Ставка в полторы тысячи

У столицы Карелии никогда не было своего глазного отделения. Все пациенты с заболеваниями глаз всегда лечились в многострадальном офтальмологическом отделении Республиканской больницы, которое сейчас располагает всего 45 койками (15 — дневной стационар). Поэтому многие больные часто надеются только на своего участкового окулиста. Уж он-то поможет, вылечит, а если необходимо, пристроит и на операцию. Но не во всех петрозаводских поликлиниках, которых сегодня пять, так просто попасть на прием к офтальмологу. Врачей не хватает. В первой поликлинике трудятся двое, но одна доктор работает без медсестры. Во второй поликлинике вместо трех офтальмологов работают два. В третьей поликлинике не было ни одного окулиста в течение трех недель — все специалисты вышли на больничный. Сложнее всего приходится офтальмологу в четвертой поликлинике. Он работает один за четверых. Полностью укомплектован штат, наверное, только в пятой поликлинике.

Окулисты уходят из учреждений, а молодые врачи не спешат занять их место по той же причине, что и все медики: низкая заработная плата. Сегодня у офтальмолога высшей категории ставка — полторы тысячи рублей. Со всеми надбавками зарплата вырастает до трех тысяч. Но деньги — это еще не все. Многие не выдерживают тех условий труда, в которых приходится работать.

В городской поликлинике №2 — два офтальмологических кабинета, но один из них абсолютно не приспособлен для приема больных. По нормативам, чтобы определить остроту зрения, необходимо пять метров. Длина кабинета всего четыре метра. В этой же комнатке стоит лазерное оборудование, которым пользуются пациенты и из соседнего кабинета. На базе этих помещений располагается и так называемый дневной стационар, где больным (в основном пожилым людям из общества слепых) делают амбулаторные операции, лазер, уколы, закапывают глаза, ставят капельницы и т.д. Здесь врачи выполняют тот же объем процедур, что и в стационаре в республиканском офтальмологическом отделении. И в этих же кабинетах персонал чаевничает во время короткого перерыва.

То ли бумажки писать, то ли больного смотреть

Трудятся врачи в тесноте, да еще и в обиде. Пациенты, томящиеся часами у кабинета в очереди, высказывают медикам все, что думают. Чиновники, услышав глас народа, взялись за "нерадивых" специалистов. По словам офтальмолога второй поликлиники Натальи Тюревой, в декабре комиссии из Горздрава и Министерства здравоохранения считали, сколько специалисты выдали первичных талонов.

"Если мы выдаем мало номерков, — говорит Наталья Федоровна, — проблем не оберешься. Сверху нас подгоняют: примите как можно больше больных. Но больные все разные. За 10 минут, которые выделяются на одного пациента, мы можем обслужить разве что молодого человека. Но если пациенту нужно выписать сложные очки, за это время уже не управиться. А если у человека сахарный диабет или дегенерация сетчатки, осмотр длится минут 40. Пожилые люди требуют особого внимания. С ними нужно поговорить, все объяснить. Идут и без номерков, и с травмами, и с приемов врачи приводят пациентов. А тут еще бумаги заполнять — целые простыни. Если чего не укажешь, проверяющие сразу найдут ошибку. Часто не знаешь, то ли бумажки писать, то ли больного смотреть. Потом удивляются, почему окулисты план не выполнили. Но какой план может быть в поликлинике?! Система эта себя давно изжила. Не абсурдно ли, что, когда врач болеет, план по приему больных на него идет. Кроме того, с каждым годом растет объем исследований. Худо-бедно, но оборудование появляется в поликлинике. Мы учимся новым методам исследования. А успеть провести качественный осмотр за 10 минут просто нереально".

С этой "гонкой", устроенной медицинскими чиновниками, дневной стационар во второй поликлинике канет в небытие. Для его пациентов, которых в прошлом году было 50 человек, снимали несколько талонов с приема и в освободившееся время делали несколько амбулаторных операций. Сейчас в связи с проверками номерки стали очень ценными: ни на какие цели не размениваются. В течение приема, длящегося 5,5 часа, окулисты должны работать только по талонам. После этого они могут делать все что хотят: амбулаторные операции или инъекции, давать консультации на дому. Вот только надо ли это офтальмологам?!

Говорят, что чиновники нашли какое-то постановление еще от 40-х годов, по которому прием специалиста должен длиться не 5,5, а 6 часов. И вроде бы в 2003 году так и будут работать медики в поликлиниках. Здравомыслящий человек понимает, что от того, что специалисты станут обслуживать большее количество людей, качество помощи не улучшится, а только ухудшится. И пациентам тяжело, и врачам непросто. "Страшно, что нет понимания наших проблем наверху, — говорит Наталья Тюрева. — К нам приходят больные, ожидающие своей очереди на операцию годами. Что я могу ответить на их вопросы?.. Да, им нужна операция. Но у нас, если у человека один глаз видит прилично, считается, что он может себя обслужить. На срочную операцию берут только по социальным показаниям, когда больной вообще не видит. Мы говорим своим пациентам: "Идите жалуйтесь в министерство здравоохранения. Что мы можем сделать, когда 45 коек на всю республику..."

В городских поликлиниках сегодня работают грамотные окулисты. Они стараются сделать как можно больше. Но бесконечные проверки, придирки различных комиссий... Нам не дают нормально работать. Мы хотим лечить, можем лечить, но не надо нас подгонять. Не знаем, почему у министерства такое отношение к офтальмологической службе. Видимо, управляют нами те, кто сам не работал с пациентами. Нормы уже некуда увеличивать. С нас требуют только количество, а страховая компания "Петромед" требует качество. Как это совместить бедному медику, никого не волнует".