Общество Без козыря в рукаве

Татьяна ПРОКОПЕНКО
№3 (346) 15.01.2003

Полностью вступивший в действие с первого января Арбитражный процессуальный кодекс — третий за последнее десятилетие нормативный акт, регулирующий экономические споры. Он вызвал совершенно разные эмоции как у юристов, так и у потенциальных участников арбитражных процессов. Многим нормам, например, изгнанию юрисконсультов из зала суда или требованию знакомить оппонента с доказательствами своей позиции еще до разбирательства, даются полярные оценки. Что именно изменится в практике рассмотрения дел экономического характера, "Губернiи" рассказала заместитель председателя Арбитражного суда Карелии Алевтина Тимошенко.

— С нового года все хозяйственные споры переданы в Арбитраж. Суды окажутся завалены делами, и, соответственно, сроки рассмотрения споров могут затянуться. Предусмотрены ли новым Кодексом способы снижения нагрузки на суды?

— Основная проблема заключается в том, что, кроме реально существующих экономических споров, Арбитражный суд рассматривает дела, по сути не имеющие предмета спора. Особенно много дел, связанных с ликвидацией юридических лиц, в том числе так называемых "мертвых" юридических лиц. У налоговых органов нет права самостоятельно "списывать" эти "мертвые души", и Арбитражному суду придется рассматривать большое количество беспредметных дел.

Однако АПК дает возможность предпринимателям и юридическим лицам не зависеть от масштабов загруженности суда. Новый Кодекс позволяет улаживать хозяйственные споры внесудебными, вернее, "альтернативными" методами. Например, в третейском суде. Собственно, сторонам всегда предоставлялась возможность обращения в третейский суд, но новый Кодекс предусматривает более эффективное использование этого инструмента. В работе этого негосударственного института есть много привлекательных черт. Как правило, у них пошлина поменьше, короче срок рассмотрения дел. Но самое главное — конфиденциальность. В Арбитражном суде заседания проходят открыто, а третейский суд обязательно соблюдает конфиденциальность, что очень важно для многих предпринимателей.

— Как работают третейские суды?

— Это могут быть постоянно действующие суды, один такой суд работает, к примеру, при Торгово-промышленной палате РК. А могут быть суды, созданные участниками спора по случаю, так называемые ad hoke. К составу третейских судов нет жестких требований, туда привлекаются специалисты в различных областях экономики, налоговые консультанты, причем не обязательно юристы. Юридическое образование обязательно должно быть только у председательствующего.

Подразумевается, что решение третейского суда должно исполняться добровольно. Однако, если оно по каким-то причинам не выполняется, участники спора имеют право обратиться в государственный Арбитражный суд с просьбой о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

— Государственный Арбитражный суд выполняет функции кассационной инстанции по отношению к третейскому суду? Может ли он отменить решение третейского суда?

— Ни в коем случае Арбитражный суд не является кассационной инстанцией, он выполняет только функции контроля. Сразу оговорюсь, бояться этого контроля не нужно, поскольку у государственного Арбитражного суда серьезно ограничены возможности проверки решений третейского суда. Суд вправе проверить только процедурные моменты: действительно ли обе стороны хотели решать вопрос в третейском суде, были ли стороны извещены о процессе, правильно ли был сформирован состав суда. Права пересмотра решения дела, по существу принятого третейским судом, у Арбитражного суда нет. Арбитраж может отменить решение только том случае, если оно нарушает основополагающие моменты российского права (для международного коммерческого Арбитража — нарушение публичного порядка).

Есть еще один альтернативный способ разрешения спора, применяемый во всем мире, — это привлечение посредника, которому стороны доверяют, к урегулированию спора. У этого способа тоже много преимуществ, но самое ценное, на мой взгляд, заключается в том, что, даже если не удалось разрешить конфликт, посредник не вправе разглашать без согласия сторон те сведения, которые ему стали известны во время переговоров. Решить спор до суда или в суде можно, заключив мировое соглашение. Эта процедура также является весьма привлекательным инструментом урегулирования спора. Мировое соглашение в случае его утверждения судом приобретает силу судебного решения. В случае неисполнения появляется исполнительный лист, и принимается за работу Служба судебных приставов.

— Судья Арбитражного суда может воспрепятствовать заключению мирового соглашения?

— Мы всегда говорим, что рукопожатие двух руководителей гораздо ценнее и важнее любого судебного решения. Судьи арбитражного суда чрезвычайно приветствуют заключение сторонами мирового соглашения. Кстати, за границей до 80 процентов дел решается таким путем. Однако препятствовать заключению соглашения, вернее, не утвердить его, судья вправе. Во-первых, когда его суть противоречит закону, и, во-вторых, когда нарушаются права третьих лиц.

— В новом Арбитражном кодексе есть норма, которая дает право сторонам до дня судебного заседания знакомиться с доказательствами правоты противной стороны. То есть каждый вправе знать, к чему будет апеллировать оппонент, доказывая свою правоту. Не противоречит ли эта норма правилу состязательности сторон в суде? Ведь в такой ситуации нельзя припрятать "козырь в рукаве", чтобы внезапным аргументом сразить все доводы противника.

— До принятия нового Кодекса стороны до последнего момента могли держать за пазухой документы, доказывающие их определенные преимущества. И недобросовестные участники процесса активно этим пользовались. К примеру, если решение суда не устраивает, можно было подать жалобу на пересмотр решения, предложив новые доказательства. Таким образом можно было элементарно затянуть судебное разбирательство. Теперь такой возможности нет, и, на мой взгляд, это правильно — правосудие будет осуществляться на принципе здоровой и открытой состязательности. Я считаю, что только недобросовестная сторона может быть недовольна этим требованием.

— Согласно новому АПК представлять интересы сторон во время заседаний Арбитражного суда могут теперь только адвокаты, но, допустим, не юрисконсульты. Говорят о сильном адвокатском лобби...

— Считается, что при принятии практически любых законов лоббируются чьи-то интересы. О том, что, может быть, именно адвокаты добивались принятия этой нормы, мне ничего не известно. Но, честно признаться, я не вижу ничего плохого в том, что представлять интересы сторон теперь могут только члены адвокатских коллегий, люди высокой правовой квалификации. Кстати, эта норма не касается индивидуальных предпринимателей, их интересы могут отстаивать в суде любые специалисты в области юриспруденции.

Существует мнение, что это ограничение снизит уровень оказания юридических услуг, поскольку адвокаты имеют опыт в основном по гражданским и уголовным делам. Но я с такой точкой зрения не согласна — в Петрозаводске много адвокатов, хорошо осведомленных в вопросах хозяйственных споров.

— Действительно ли новый Арбитражный кодекс существенно ограничил роль прокуратуры в новом процессе?

— Да. Статья 52 АПК устанавливает перечень случаев, когда прокурор может обратиться в Арбитражный суд. Во-первых, в отношении законности нормативных актов, во-вторых, в отношении законности административных актов, когда ими нарушаются интересы неопределенного круга лиц, и, в-третьих, когда речь идет о некоторых сделках, где присутствует доля государства. Таким образом, вмешательства прокурора в частные дела коммерсантов сегодня быть не может.

— В декабре вступил в действие новый Закон "О несостоятельности", которым Арбитражный суд руководствуется, рассматривая дела о банкротстве. Известно, что нормами предыдущего закона активно пользовались, чтобы вывести ликвидные активы и сосредоточить их в "правильных" руках. Новый закон называют еще более удобным инструментом передела собственности.

— Давать оценку новому закону, на мой взгляд, пока рано. Он должен поработать хотя бы полгода. В июле Арбитражным судом намечено проведение семинара, темой которого станет закон о банкротстве. Тогда судейский корпус будет делать какие-то выводы.

Не секрет, что несовершенство норм предыдущего закона использовалось для передела собственности. Конституционным судом было своевременно принято постановление, которое изменило сроки возбуждения дела о банкротстве. Раньше судья, получивший заявление о признании предприятия, организации банкротом, должен был в трехдневный срок возбудить производство по делу. Этим пользовались в том числе и желающие изменить собственника предприятия. Сейчас у судьи, получившего заявление о признании юридического лица банкротом, есть возможность пригласить его для беседы, чтобы на основании предъявленных им документов составить представление о сложившейся на предприятии финансово-экономической ситуации.

— Насколько актуальна проблема умышленных банкротств для Карелии?

— Давать оценку банкротствам предприятий, какое из них было умышленным, а в каком случае этого требовала объективная реальность, я не стану, поскольку это за рамками моей компетенции.