Общество Пока горит свеча...

Наталья ВЛАДИМИРСКАЯ
№3 (346) 15.01.2003

Куда пойти человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию?

Считается, что на это есть всякого рода собесы — не зря ведь богатые делятся с бедными посредством налогов. Действительно, можно пойти в собес, выложить справки, получить единовременную помощь. Но когда подачка эта улетучится, не останется ничего — ни надежды, ни просвета... А ведь человеку, выкинутому жизнью на обочину, не покушать надо. Бывает, ему нужно заново обрести себя, поверить, что трудности его временны и скоро кончатся. Ему нужны силы, чтобы что-то изменить в своей жизни. Нужен совет: каким образом изменить, к кому обратиться?

Раньше были профкомы, горкомы, кассы взаимопомощи, фраза "это ваши проблемы" сошла бы за неприличную. Сейчас и жизнь тяжелее, и архаичных структур, нацеленных на человеческое участие, все меньше. Союз женщин Карелии — одна из немногих оставшихся. Идут в приемную Домасевой люди со своей бедой. Их выслушают, чаем напоят, окажут поддержку и словом, и денежкой на первое время, и справок не попросят. Подвижники, работающие здесь (около тридцати женщин и мужчин), ничего не имеют за свой труд. Живут, как выразилась Домасева, "по совести и душе" — этим и довольны.

Заходят с бедой, выходят с надеждой

У Галины Михайловны трое взрослых детей, у каждого — семья. Двое детей безработные, у дочери муж потерял работу. Сама Галина Михайловна страдает жестокой астмой, на дорогостоящие ингаляторы уходит треть пенсии. Да и пенсию задерживали (это был 1999 год). И вот наступил момент, когда не на что купить лекарство. "Она пришла к нам в Союз, — рассказывает председатель Мария Домасева, — мы оказали ей помощь... А потом она пришла снова — видно, стучаться больше было некуда. Говорит: вы помогли мне выкарабкаться, прошу, помогите еще одному человеку. Речь шла о ее зяте, который несколько месяцев назад попал в беду. Мужчина пробовал заняться бизнесом, его обманули, остались большие долги. На работу устроиться некуда, от безденежья и безнадежности человек замкнулся, ушел в себя, сутками лежал на диване и молчал. Помогите, попросила Галина Михайловна, найти ему хоть что-то, хоть какую-то работу..."

Николай стал работать при Союзе женщин шофером. Зарплата никакая, но разве в этом суть?.. Мужчина воспрял — он ощутил свою необходимость. Это было для него на тот момент самым важным. В Союзе он делал самую разную работу — вел казначейский учет, развозил письма. Вскоре Николай устроился в фирму на хороший заработок, поступил учиться (Союз женщин похлопотал, чтобы плата за обучение взималась в рассрочку). Сейчас у него свое успешное дело.

Или еще судьба. Молодая семья, трое детей. Самый маленький, Павлик, едва научился ходить. Жили скромно, но не голодали. И вдруг предприятие, где работал кормилец папа, закрывается. Наступили дни, когда детям не на что было купить молока. Папа нашел выход из трудностей быстро — бежал в Костомукшу, не оставив адреса. У Натальи выхода не было. Ни денег, ни работы, ни поддержки близкого человека — и трое малышей, которых каждый день нужно кормить и во что-то одевать... Узнав из газет об акции "Рождественская свеча", Наталья пришла в Союз женщин. Ей помогали деньгами, поддерживали добрым словом... А два года спустя за столиком в летнем кафе Наталья познакомилась с замечательным человеком, жителем Финляндии. Для мужчины, ценящего в женщине душевную красоту, трое детей — еще один повод восхищаться избранницей. Предложение финский холостяк сделал Наталье почти сразу, обещая заботу ей и малышам. Она была счастлива. Но выяснилось, что вывезти детей за границу можно только с согласия родителя. Папашу разыскали, объяснили, в чем дело, а в нем вдруг проснулся отец: не позволю вывозить, и все тут. Если бы не участие Союза женщин, не выступление Домасевой в зале суда, возможно, так и не случилось бы женского счастья у Натальи и благополучия у ее детей. По решению суда право решать, где жить детям, было оставлено только за матерью. Недавно Наталья приезжала в Петрозаводск, заходила в Союз. Цветет, светится, выглядит чудесно...

"Рождественская свеча"...

— так окрестила Мария Домасева придуманную ею благотворительную акцию. Это было в конце 1998 года. Год был печальным: взлетели цены, задерживались пенсии, не платились пособия. "Вместо обычных трех-четырех человек в день, — говорит Мария Филипповна, — в приемную Союза шли десятками. И тогда у меня родилась идея благотворительной акции". Домасева лично рассылала письма по предприятиям, обращалась к бизнесменам, депутатам, министрам. Все ли откликались? В основном да. Вносили пожертвования в фонд "Свечи" и из средств фирмы, и из своего кармана. Бывало, отмалчивались. А один крупный директор, намеревавшийся тогда идти в политику, и, видимо, одной этой мыслью увлеченный (кстати, сегодня он депутат ЗС), сказал: "Я все понимаю, Мария Филипповна, вы это делаете для раскрутки собственного имиджа". Потом смягчился: "Дайте нам обращения, которые поступили в ваш союз, деньги мы отдадим прямо в руки нуждающимся". Директору передали пухлую папку из семидесяти-восьмидесяти писем. Дальше восьмого-десятого письма он читать не смог — столько в них было боли, людского отчаяния. Нет, если уж соприкасаться с этой болью, то только не лицом к лицу. Думается, так рассудил благородный начальник и перевел на счет союза три тысячи рублей из средств предприятия. Эта сумма — дневной заработок директора, но она окажется спасительной соломинкой для десятка несчастных, уставших от безысходности.

В 2003 году 7 января "Рождественская свеча" зажглась в пятый раз. На торжественное "зажжение" пришли постоянные спонсоры "Свечи" — Николай Волнухин с ОТЗ, бывшие сотрудники ФСБ Виктор Дубинский и Константин Белоусов, судья Ольга Хлопотова, Валентина Мустафина из "Карелхлебпродсервиса", директор туркомплекса "Карелия" Валентина Максимова и много других гостей — известных и не очень. После поздравительных речей опустили, как водится, по купюре в специальную коробочку, отметившись в ведомости ("приходам-расходам" в Союзе ведется строжайший учет).

Представляющий карельское правительство Виктор Давыдов, видя такое дело, тоже опустил в коробочку свои личные 500 рублей. А в приветственном слове Виктор Дмитриевич заверил, что власть всегда будет поддерживать таких людей, как Мария Филипповна и ее сподвижники, а также их добрые дела. Сподвижники бурно аплодировали, ежась от холода: церемонию пришлось проводить в холле-коридоре, так как в конференц-зал не пустили. Хозяева конференц-зала, чиновники "информационного туристического центра" (есть такая структура при госкомспорте РК) просто не дали ключей, из-за чего "поддерживаемым властью" женщинам Союза пришлось таскать тяжелые письменные столы из кабинета в холл и обратно. Открытие "Рождественской свечи" было, напомним, 7 января. А 8 января министр госкомсобственности Денисов направил в адрес Домасевой вежливое письмо с просьбой освободить кабинет — приемную Союза женщин. Причина — "площади нужны организациям, финансируемым из республиканского бюджета". То есть чиновникам. А Домасева не чиновник и чести финансироваться из республиканского бюджета не имеет. Но министр—джентльмен и на мороз дам не гонит. Если уж вам так нужен ваш союз, явствует из письма, пожалуйте на наб.Гюллинга,11, 5-й этаж. "Выражаем надежду на понимание и дальнейшее сотрудничество. Министр С.И.Денисов. Исполнитель Черечукина".

...и Фейерверк "с гендерным компонентом"

Пока Домасева собирает с миру по нитке нуждающимся, особенно женщинам с детьми, в бюджете на якобы такую же помощь бедным женщинам заложены миллионы. Оказывается, существует целая республиканская программа "Женщины Карелии", призванная "улучшить положение женщин в республике". На программу выделено 9 миллионов народных денег, Законодательное собрание без обсуждения проголосовало "за" (мыслительный продукт ведь поступил не откуда-нибудь, а из правительства). Интересно, на что пойдут эти деньги? Читаем:

— написание докладов "О положении женщин в Республике Карелия" — 50 тысяч рублей,

— издание статистических сборников "Женщины и мужчины Карелии" — 50 тысяч,

— карельско-финляндский форум "Посмотри на мир женскими глазами" — 50 тысяч плюс командировочные,

— "спецкурсы с гендерным компонентом" для работников органов власти — 39 тысяч,

— учеба для женщин — кандидатов в депутаты — 65 тысяч,

— семинары — 23 тысячи,

— круглые столы — 9 тысяч,

— буклеты и брошюры — 23 тысячи.

После такого, надо полагать, положение женщин в Карелии резко улучшится, поэтому со своей блестящей инициативой карельские власти решили ознакомить мировую общественность. Для этого еще 5 тысяч рублей отдано на создание интернет-страницы "Программа "Женщины Карелии" на русском и английском языках.

Самая солидная статья расходов программы — 6 миллионов рублей на контрацептивы (депутат А.Мосунов предлагал отдать эти деньги на помощь семьям с новорожденными, но не был поддержан).

За "Рождественской свечой" — не буклеты и семинары, а человеческие судьбы. Но почему-то бюджетные деньги идут на "гендерный компонент", а по-настоящему нужное обществу дело творят добрые люди за деньги из собственных карманов. Почему? Да просто потому, что власть смотрит на простой народ мертвыми глазами предводителя чертиков из гоголевской рождественской сказки. И видит не человека, а пустое место.

...Восьмого января первым сюжетом всех новостей по центральным каналам шли репортажи из Карелии, ужасающие своей безнадежностью: лопнувшие гнилые трубы и батареи, обледенелые изнутри жилища, врачи в шубах поверх белых халатов готовят обмороженных людей к операции. Жители Новой Вилги просто плакали перед камерами, считая, что их бросили на произвол судьбы. И как раз в эти часы в петрозаводском "Экспоцентре" шел большой рождественский прием главы Республики Карелия. Власть приобщается к христианским традициям...