Культура Я всегда могу уехать далеко-далеко...

Наталья ВИТИВА
№3 (346) 15.01.2003

Татьяна Майевна отвечает в петрозаводской мэрии за образование, культуру, молодежь и спорт. Мягкая, тактичная, интеллигентная — среди чиновников нынче таких редко встретишь. Маленькая женщина, совсем не железная леди...

Живем единым кошельком

— Татьяна Майевна, Вы приняли самое непосредственное участие в подготовке праздничных мероприятий для петрозаводчан. А сами-то чувствовали приближение Нового года?

— Конечно. Для нашей семьи этот Новый год особый: мы его впервые празднуем с внуком, которому сейчас 6 месяцев, и за одним столом — сразу несколько семей: наша семья, семья родителей невестки и молодая семья. Для нас это совершенно другие ощущения.

— А хватает времени на семью, на единственного внука?

— Это большая проблема. С внуком я встречаюсь один раз в неделю. Это самые приятные для меня часы. Вообще сейчас семья у меня маленькая: муж и я. Но мы очень дружно живем. 25-летний рубеж совместной жизни уже преодолели. Мой муж — очень мудрый человек. Он понимает, что моя работа требует полной самоотдачи, иначе ничего не получится. Он очень много берет на себя — помогает по хозяйству.

— А где трудится Ваш супруг?

— Он работает водителем троллейбуса. Очень порядочный человек. Очень читающий: он гораздо больше читает, чем я. Каждую неделю ходит в библиотеку и приносит литературу для себя и меня.

— Большинство представителей сильного пола не любят, когда женщина стоит выше их по служебной лестнице, зарабатывает больше. Неужели у Вас никогда не было таких проблем с супругом?

— Такие проблемы есть в каждой семье. Но мы с мужем уже давно расставили все точки над i. Я ведь на руководящих должностях уже лет 15. И мы всегда жили единым котлом, единым кошельком, не считая, кто сколько в него внес. Так что проблема давно решена в нашей семье.

Быть директором или не быть

— Я, наверное, из категории тех людей, которые не ставили цель сделать карьеру. Мама долгие годы работала завучем, бабушка была и директором школы, и заведующей РОНО в Кондопоге. Я видела, чего стоит труд управленца в образовании, и поэтому особого желания стать таким управленцем у меня не было. Но когда мы с мужем приехали из Германии, где работали три года, я оказалась без места в школе. Времена были жесткие, учителей тогда хватало. С трудом все же нашла работу в школе №6, придя на место женщины, находящейся в декретном отпуске. Летом эта учительница должна была вернуться в школу, и мне предложили занять пост директора. Выбора не было — я могла остаться без работы. Решила, что лучше быть директором.

А потом меня пригласили заместителем начальника Управления образования. Затем было директорство в 17-й школе и еще два года я работала консультантом в правительстве Карелии. Когда Виктор Николаевич Масляков предложил стать его замом, я не очень долго думала. Согласилась, потому что, во-первых, здесь очень реальная, конкретная работа, а во-вторых, я очень люблю свой город.

— Занимая такие посты в образовании, наверняка Вам приходилось принимать "ходоков" — родителей, жаждущих пристроить своих детей в элитные школы, куда путь открыт далеко не всем...

— В Петрозаводске школа №17 и школа искусств №1 всегда принимали по конкурсу. Конечно, многим хочется устроить своего ребенка именно туда.

Когда я работала в Управлении образования, 17-й школой руководил Павел Оскарович Корган. Он был Директором с большой буквы, прекрасным дипломатом. У нас с ним была договоренность, что мы никого (ни по каким спецпросьбам) в его школу не пристраиваем. Все должны пройти конкурс.

Я не могу сказать, что этот конкурс абсолютен и правилен. В основном детей выбирают по уровню готовности, по состоянию здоровья, потому что нагрузка в этих учебных заведениях больше, чем в обычных школах. И не всегда ребенку нужна такая нагрузка с первого класса. Я как мать и как педагог считаю, что в начальной школе нужен хороший, коммуникабельный учитель, который научит ребенка писать, читать, считать и общаться. Все остальные знания и умения — в старших классах.

— Ваш ребенок ходил в элитную школу?

— Никогда. Мой сын учился за границей в обычной школе, затем в 6-й школе, но, правда, у учителей от Бога. Я считаю, что абсолютно необязательно сегодня искать какую-то сверхшколу для ребенка. Нужно прежде всего найти хорошего учителя.

— В петрозаводской мэрии Вы уже полгода. Каких результатов удалось достичь?

— Когда я пришла в администрацию, поставила перед собой несколько целей. Во-первых, сформировать команду единомышленников. Не могу сказать, что я достигла полного взаимопонимания с людьми, с которыми работаю. Но надеюсь, что им со мной неплохо. Во-вторых, мы стали вовремя выплачивать заработную плату и решили проблему с долгами по методлитературе учителям. Это никакое не достижение — так и должно быть. И вообще, сегодня проблем больше, чем решенных задач.

На красоту времени нет

— Легко ли деловой женщине в этом жестоком мире мужчин?

— Когда женщина долго работает на руководящей должности, то она не ощущает себя просто женщиной. Думаю, что управленческие схемы одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Если ты ими владеешь, то у тебя получается. Если не владеешь, то тут уже все равно — мужчина ты или женщина.

— Но многие деловые женщины проводят в салонах красоты немало времени, утром встают ни свет ни заря, чтобы сделать укладку...

— Я к таким не отношусь. Конечно, посещаю салоны, но не так часто, как хотелось бы. Времени на это нет. Утром встаю, привожу себя в порядок как любой воспитанный человек и иду на работу.

— А завтрак сами готовите или муж кормит?

— По-разному. Сейчас у меня муж в отпуске, поэтому завтрак готовлю сама. Когда он работает, он встает раньше меня. Я просыпаюсь, а стол уже накрыт.

— А как коллеги супруга — водители троллейбусов — относятся к тому, что его жена — заместитель мэра?

— Не знаю. Даже если бы и относились критически, то лично я не испытывала бы от этого никакого дискомфорта. Круг друзей у нас определен очень давно. У меня три подруги: с одной дружу с 7-го класса, с другой — с первого курса вуза, с третьей — с первого дня работы. Независимо от того, где работаю, кем работаю, своих подруг с их мужьями, детьми, внуками я ни на кого не променяю.

— Ваша работа требует колоссальных сил — и физических, и моральных. Что Вам нужно для того, чтобы расслабиться и на время забыть обо всем?

— У меня есть несколько приемов. Когда-то я работала в школе группы советских войск в Германии, была совсем молодой учительницей географии и биологии. Рядом со мной трудились опытные, интересные женщины, которые очень сильно повлияли на мое формирование как личности. Когда случались какие-то стрессовые ситуации на работе, одна из них говорила: "Таня, ты должна найти способ, как отключаться. Я, например, ложусь на диван и вспоминаю все стихи, читаю их наизусть, ухожу в себя и так отдыхаю".

Я попробовала и поняла, что не знаю такого количества стихов, чтобы выйти из стрессовой ситуации. И придумала свой способ отключения. Когда мне становится совсем плохо, я говорю себе: "Таня, ну ты ведь можешь плюнуть на все и куда-нибудь уехать". И представляю себе, как еду далеко-далеко. Почему-то все время приезжаю на Алтай, хотя там никогда не была. Я вижу удивительную тайгу, красивейшие горы и успокаиваюсь. А потом понимаю, что у меня есть-таки отходные пути: я всегда могу уехать.

— А в реальном мире как Вы отдыхаете?

— Систему своего отдыха я выстроила давно. Если у меня малый отдых, то мне нужно прежде всего отоспаться, а затем заняться тем, что люблю. Например, вышиванием. Я сажусь и вышиваю салфеточки (делаю это не очень хорошо, но с любовью). Или беру в руки хорошую книгу.

Если у меня отпуск, то я, как правило, выезжаю из города. Причем собраться могу мгновенно. Например, у меня в 17.00 заканчивается совещание, а в 19.00 я уже еду в поезде. Мои родные привыкли к тому, что я могу позвонить домой с работы и сказать, что с завтрашнего дня я в отпуске, уезжаю в Египет. Могу отправиться на неделю, на 10 дней в санаторий. Возвращаюсь оттуда совершенно другим человеком. На отдыхе я очень много хожу — по 10-15 километров. При этом почти не общаюсь с людьми. Мне никто не нужен, кроме природы, свежего воздуха и книги. Но когда начинаю испытывать потребность в общении, значит, я уже готова к работе. Так что я умею расслабиться и отдохнуть.

— И часто у Вас возникает желание не видеть и не слышать никого?

— Нечасто. Я всегда ставлю перед собой определенные цели и во что бы то ни стало стараюсь их достичь. Пока не увижу результата своей работы, отступать не хочется. Но два-три раза в год мне необходимо на неделю уехать. Полного отпуска я давно не беру.

— А на кухне Вы отдыхаете душой? Какими коронными блюдами балуете своих родных в новогодние праздники?

— Я очень люблю печь. И все мои родственники всегда ждут мой любимый торт "Муравейник". Естественно, новогодний стол не обходится без салатов. Я делаю крабовый салат, за основу которого беру не рис, а жареный хлебец. Режу маленькими кусочками черный хлеб, обжариваю и кладу его горячим в салат самым последним. Все это заливаю майонезом. У салата совершенно другой вкус. Ну и наша традиционная домашняя новогодняя еда — пельмени, при приготовлении которых используем три вида мяса. И без хорошего вина не обойтись. Я люблю подавать сухое вино с морожеными ягодами. Достаю из холодильника замороженную черную или красную смородину и кладу на дно бокала. Ягода постепенно оттаивает, холодит вино и придает ему пикантный вкус.