Оговоримся сразу: попытка закрыть независимое Интернет-издание удалась наполовину. Уже неделю Центра политических и социальных исследований республики, который возглавляет Анатолий Цыганков, нет в виртуальном информационном пространстве. Сайт закрыт, а именем politika.karelia.ru владеют совсем другие люди. Но самое позднее 20 февраля, в четверг, сайт снова начнет жить. После окончания всей этой жуткой истории, которую на обывательском языке хочется назвать воровством, итогов можно подводить много. Но самый главный один: сайт будет работать, и все, что изменится в нем, только имя. Да и то незначительно. Теперь Цыганков — это politica.karelia.ru (politica — через с).
Сайт Цыганкова исчез 12 февраля. За два дня до закрытия сайта источник в правительственных кругах сообщил политологу, что его странички скоро не станет. "Тебя закрывают, — сообщили Цыганкову. — У нас уже все об этом говорят".
Официальная версия закрытия сайта — неуплата за хостинг. Техническим обслуживанием странички занимался Центр информационных технологий Петрозаводского университета. Полтора года назад студия Web-дизайн — разработчик макета сайта — от имени Цыганкова и его общественной организации обратилась в университет с заявкой. Руководство Центра информационных технологий согласилось обслуживать сайт, и он был зарегистрирован на то имя, которое выбрал редактор, то есть Цыганков. Между университетом, Web-дизайном и Цыганковым не было заключено письменного договора, все соглашения были устными, и университет не требовал с политолога никакой платы за технические услуги. Долгое время считалось, что первичная заявка в университет — это и есть договор.
Сайт Цыганкова всего за год приобрел большую популярность, и к моменту закрытия число ежесуточных его посещений стало достигать 400. Публикации сайта не были комплиментарными в адрес действующей власти, и страничка Цыганкова по праву стала считаться единственным независимым Интернет-изданием Карелии, пишущим на темы политики. На каком-то этапе сайт для исполнительной власти Карелии стал костью в горле — и на политолога начало оказываться давление. Это прежде всего судебные разбирательства, инициированные лично Сергеем Катанандовым. Цыганков вынужден доказывать право на выражение собственного мнения. Напор, с которым производятся очередные судебные действия адвокатом Катанандова, наводит на размышления о том, что борется истец не просто с Цыганковым, а в его лице с любым инакомыслием.
В этой ситуации внезапный отказ университета обслуживать сайт Цыганкова выглядит как звено в единой цепочке попыток уничтожения независимых СМИ Карелии. Центр информационных технологий университета не просто в одностороннем порядке прекратил сотрудничество с Цыганковым и не захотел продлевать техническое обслуживание ни при каких условиях — политолог предлагал заключить нормальный договор и был готов заплатить деньги, — руководство посчитало себя собственником доменного имени сайта и самого творческого продукта. Говоря проще, забрало все себе.
Анатолию Цыганкову после безуспешных переговоров с руководством центра (который, кстати, создавался на деньги западных грантов с целью развития в Карелии институтов демократии!) пришлось искать нового технического партнера. А все происшедшее политолог комментирует так:
"Мне не хочется произносить слово "воровство", но я считаю, что брать чужое — стыдно, особенно педагогам, которые воспитывают студентов. Я понимаю, что университет в данном случае — тоже жертва, на которую было оказано давление. Мои суды, закрытие сайта, а еще раньше — уничтожение "Пенсионного курьера", бесконечные нападки на "Губернiю" — все это звенья одной разносторонней цепи, попытка исполнительной власти монополизировать информационное пространство.
Я уйду в другое информационное поле, но не превращу свой сайт в дубинку для тех, кто его закрывал. Однако как и раньше самое пристрастное отношение в статьях, размещенных на сайте, будет к тем, кто нарушает правила демократии. Я считаю, что исполнительная власть в отношении к независимым СМИ совершает большую ошибку. Надо учиться слушать иные мнения".
Партии объединяются в защиту Цыганкова
Представители разных политических объединений Карелии так отреагировали на закрытие сайта
Депутат ГосДумы, председатель республиканского отделения СПС Артур МЯки прислал из Москвы правительственную телеграмму.
"Факт прекращения работы популярного новостного Интернет-сайта вызывает обеспокоенность. Создается впечатление, что оппозиционные СМИ Карелии вытесняются с рынка информационных услуг. Давление на СМИ теперь принято называть "спором хозяйствующих субъектов". Использование подобных приемов в Карелии внушает опасение".
Лидер карельского "Яблока" Александр Чаженгин пообещал, что на ближайшем заседании политсовета будет принято открытое обращение, в котором представители партии выразят свое отношение к ситуации вокруг сайта Анатолия Цыганкова. От себя же лично Александр Чаженгин сказал: "Попытка закрытия по сути единственного в республике свободного Интернет-издания, публикующего самые разные точки зрения на происходящие в Карелии политические процессы, это повод для всех здравомыслящих сил объединиться и помочь сайту.
О причинах закрытия можно только догадываться. Хотя те, кто следил за публикациями сайта, знают, что в них содержались не самые лестные оценки действий властей предержащих. Чем меньше у нас в республике будет независимых СМИ, тем хуже для общества, но, похоже, не все это понимают".
Карельское отделение ЛДПР во главе с депутатом и мэром Михаилом Максимовым:
"Карельское отделение Либерально-демократической партии России возмущено закрытием сайта Анатолия Цыганкова. Сайт политолога — это окно в мир независимых политических исследований, на его страницах мы знакомились с различными направлениями политической жизни Карелии. У нас была возможность не только высказать свое мнение, противоположное мнению других партий, но и поспорить, убеждая наших сторонников. Не всегда на сайте размещалась информация, приятная представителям власти, но мы считаем, что такая информация все равно должна быть. И ее необходимо доносить до читателей".
Лидер карельской "Единой России" Владимир Собинский давать комментарии отказался.