Послушаешь такое обвинительное заключение — и жить не хочется. Какие это в мозгу должны винтики перевернуться, чтобы вот так запросто захотелось убить пожилую женщину, которая сама уже с места не двигается и сопротивляться не может.
Подсудимого — пятидесятилетнего петрозаводчанина Александра Петровича Платонова — признали вменяемым и дали всего шесть лет тюрьмы. Почему так мало?! Потому что всю жизнь он ничего противозаконного не совершал, скромно трудился слесарем, и вообще, "был очень спокойный человек, ни с кем не ругался, работу всегда выполнял ответственно, был на хорошем счету у начальства, в общении с людьми тактичен" (из показаний коллег Александра Петровича). Конечно, он выпивал, и, когда убивал женщину, тоже был пьян. Но шесть лет, по мнению судьи, — достаточно большой срок за такое преступление.
— А что вы хотели?! — удивляется следователь. — Он — просто продукт нашего общества.
Может, и продукт, но никакая идея, в отличие от Раскольникова, Александром Петровичем не двигала. Во всяком случае, сформулировать ее наш маленький человек не может и даже не пытается. А значит, убил, потому что убил. И все. В обвинительном заключении — одна строчка: "личные неприязненные отношения". В общем, не нравилась она ему, эта женщина. Почему-то.
Александр Петрович жил на пятом этаже, а баба Оля — на третьем. В тот злополучный вечер Платонов пришел домой пьяным — распил две бутылки водки вместе с дружком на автобусной остановке. И что-то случилось в его душе, а может, в сердце или мозгу... Он взял молоток, которым гвозди забивал, и пошел выбивать двери к соседке, семидесятипятилетней старушке. Баба Оля уже несколько месяцев не могла двигаться — прошел паралич по правой стороне тела. Все время лежала, ходила под себя. Ее дочь каждый день приходила помыть и покормить мать, заменить, если нужно, белье. Александр Петрович выбил замок, вошел в комнату, включил свет и стал методично убивать парализованную женщину. Сам он думает, что старушка скончалась от ударов молотком по голове, — он ударил ее несколько раз. Но потом еще использовались ножницы, которые убийца нашел на тумбочке.
Описать все, что совершал над бабушкой этот маньяк, просто невозможно. Напоследок он вонзил ножницы в левую часть груди — прямо в сердце, да так и оставил там. А потом унес молоток домой, смыл с него кровь и положил в ящичек с инструментами. Выпил еще портвейна и пошел на работу — спать. Там его и нашли — в бытовке.
Следователю убийца не показался вполне здоровым человеком, но специальная комиссия определила, что Александр Петрович может отвечать за свои поступки и поэтому будет отправлен не в психиатрическую больницу со строгим режимом содержания, а в обычную тюрьму. Через шесть, а то и менее лет он благополучно вернется домой (теперь полный срок преступники сидят редко — либо по амнистии выходят, либо за примерное поведение отпускаются раньше). А вот что тогда будет, даже представлять не хочется. Тем более что все знают — в тюрьмах людей не лечат, и добрее и гуманнее они после "отсидки" не становятся.
P.S. Имя и фамилия преступника изменены.